Основные сферы планеты Земля: литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Водная оболочка земли Водяная оболочка земли
Земля - 3-я планета от Солнца, расположенная между Венерой и Марсом. Она является самой плотной планетой Солнечной системы, крупнейшей из четырех и единственным астрономическим объектом, который, как известно, содержит жизнь. Согласно радиометрическому датированию и другим способам исследований, наша планета образовалась около 4,54 млрд лет назад. Земля гравитационно взаимодействует с другими объектами в космосе, особенно с Солнцем и Луной.
Земля состоит из четырех основных сфер или оболочек, которые зависят друг от друга и являются биологическими и физическими компонентами нашей планеты. Их научно называют биофизическими элементами, а именно гидросферой («гидро» для воды), биосферой («био» для живых существ), литосферой («лито» для суши или земной поверхности) и атмосферой («атмо» для воздуха). Эти основные сферы нашей планеты далее делятся на различные под-сферы.
Рассмотрим все четыре оболочки Земли более подробно, чтобы понять их функции и значение.
Литосфера - твердая оболочка Земли
По оценкам ученых, на нашей планете есть более 1386 млн. км³ воды.
В океанах содержится более 97 % запасов воды на Земле. Остальная часть приходится на пресную воду, две трети которой находится в замерзшем состоянии в полярных регионах планеты и на снежных вершинах гор. Интересно отметить, что, хотя вода покрывает большую часть поверхности планеты, она составляет всего 0,023 % общей массы Земли.
Биосфера - живая оболочка Земли
Биосферу иногда считают одной большой - сложным сообществом живых и неживых компонентов, функционирующих как единое целое. Однако чаще всего биосфера описывается как совокупность множества экологических систем.
Атмосфера - воздушная оболочка Земли
Атмосфера - это совокупность газов, окружающих нашу планету, удерживаемых на месте земной гравитацией. Большая часть нашей атмосферы находится вблизи земной поверхности, где она наиболее плотная. Воздух Земли на 79 % состоит из азота и чуть менее 21 % - из кислорода, а также аргона, двуокиси углерода и других газов. Водяной пар и пыль также являются частью атмосферы Земли. Другие планеты и Луна обладают очень разными атмосферами, а некоторые вообще не имеют таковой. В космосе нет атмосферы.
Атмосфера настолько распространена, что она почти незаметна, но ее вес равен слою воды глубиной более 10 метров, которая покрывает всю нашу планету. Нижние 30 километров атмосферы содержат около 98 % всей ее массы.
Ученые утверждают, что многие из газов в нашей атмосфере были выброшены в воздух ранними вулканами. В то время вокруг Земли было мало или вообще не было свободного кислорода. Свободный кислород состоит из молекул кислорода, не связанных с другим элементом, таким как углерод (с образованием углекислого газа) или водород (с образованием воды).
Свободный кислород, возможно, был добавлен в атмосферу примитивными организмами, вероятно бактериями, во время . Позднее более сложные формы добавили больше кислорода в атмосферу. Кислороду в сегодняшней атмосфере, вероятно, потребовалось миллионы лет чтобы накопиться.
Атмосфера действует как гигантский фильтр, поглощая большую часть ультрафиолетового излучения и позволяя проникать солнечным лучам. Ультрафиолетовое излучение вредно для живых существ, и может вызвать ожоги. Тем не менее солнечная энергия необходима для всей жизни на Земле.
Атмосфера Земли имеет . От поверхности планеты к небу идут следующие слои: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Другой слой, называемый ионосферой, простирается от мезосферы до экзосферы. Вне экзосферы находится космос. Границы между атмосферными слоями четко не определены и изменяются в зависимости от широты и времени года.
Взаимосвязь оболочек Земли
Все четыре сферы могут присутствовать в одном месте. Например, кусок почвы будет содержать минералы из литосферы. Кроме того, будут присутствовать элементы гидросферы, представляющие собой влагу в почве, биосферы как насекомых и растений и даже атмосферы в виде почвенного воздуха.
Все сферы взаимосвязаны и зависят друг от друга, как единый организм. Изменения в одной сфере приведут к изменениям в другой. Поэтому все, что мы делаем на нашей планете, влияет на другие процессы в ее пределах (даже если мы не можем этого увидеть своими глазами).
Для людей, занимающихся проблемами , очень важно понимать взаимосвязь всех оболочек Земли.
Водная оболочка Земли как среда обитания обладает и многими другими свойствами, важными для ее обитателей. Вода отличается довольно низким содержанием растворенного в ней кислорода. Для крупных животных, размеры тела которых не позволяют осуществлять дыхание путем прямого проникновения кислорода через поверхность тела, это обстоятельство стало ведущим фактором эволюционного становления принципов дыхательной системы, работающей с высокой эффективностью.[ ...]
Водная оболочка земли - гидросфера занимает приблизительно 71 % ее поверхности. В природе наблюдается непрерывный круговорот воды.[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли, представляющая совокупность всех водных объектов планеты: океанов, морей, рек, озер, болот, ледников, снежного покрова, подземных вод. В состав гидросферы также входит вода в атмосфере, почвенная влага и вода живых организмов. В гидросфере представлены основные фазовые состояния воды - жидкое, твердое и газообразное. Это сплошная оболочка Земли, хотя иногда и невидимая, в случае когда она представлена только водяным паром или почвенной влагой.[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли. Вследствие высокой подвижности воды проникают повсеместно в различные природные образования. Вода находится в виде паров и облаков в земной атмосфере, формирует океаны и моря, существует в виде ледников в высокогорных районах континентов. Атмосферные осадки проникают в толщи осадочных пород, образуя подземные воды. Вода способна растворять многие вещества, поэтому любые воды гидросферы можно рассматривать в качестве естественных растворов различной степени концентрации. Даже наиболее чистые атмосферные воды содержат 10-50 мг/л растворенных веществ.[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды.[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли. Вода является важной составной частью всех компонентов биосферы и одним из необходимых факторов существования живых организмов. Основная часть воды (95%) заключена в Мировом океане, который занимает более 70% поверхности земного шара; глубина Мирового океана в среднем около 4 километров, наибольшая - около 11 километров. Вода содержится в виде паров и облаков в земной атмосфере, существует в виде ледников в замороженном состоянии, атмосферные воды проникают в толщу осадочных пород, формируя подземные воды.[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли. Вследствие высокой подвижности вода проникает повсеместно в различные природные образования, даже наиболее чистые атмосферные воды содержат от 10 до 50 мг/дм3 растворимых веществ. Преобладающие элементы химического состава гидросферы: водород, кислород, натрий, магний, кальций, хлор, сера, углерод. Концентрация того или иного элемента в воде еще ничего не говорит о том, насколько он важен для растительных и животных организмов, обитающих в ней. В этом отношении ведущая роль принадлежит N, Р, Si, которые усваиваются живыми организмами.[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды и ледники, снеговой покров, а также водяные пары в атмосфере. Гидросфера Земли на 94% представлена солеными водами океанов и морей, более 75% всей пресной воды законсервировано в полярных шапках Арктики и Антарктиды (табл. 6.1).[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли; содержит 1,4 млрд. км3 воды, из них воды суши составляют 90 млн. км3. Моря и океаны занимают 71 % поверхности земного шара. Запасы пресных вод составляют менее 2 % водных ресурсов. Полный годовой сток рек - 37 тыс. км3. Годовой сток подземных рек составляет 13 тыс. км3. Около 3/4 мировых запасов пресных вод находится во льдах Антарктиды, Арктики, ледниковых гор. Около 20 % мировых запасов поверхностных пресных вод сосредоточено в озере Байкал. Средняя соленость вод Мирового океана 3,5 г/л (в океанах 48.1015 тонн поваренной соли).[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли, она включает в себя совокупность поверхностных вод, а также воду, находящуюся в пределах литосферы и атмосферы. Основная часть поверхностных вод заключена в Мировом океане, который занимает 71 % поверхности земного шара и включает примерно 96 % общего запаса свободной воды. Океанические воды содержат значительное количество солей. Средняя соленость океанической воды 3,5 %, или 35 г/л. Доля пресных вод составляет 2,5 %, однако 70 % этой воды сосредоточено в ледниковых покровах.[ ...]
Гидросфера - водная оболочка Земли, представляющая собой совокупность вод океанов, морей, рек, озер, болот, ледников, снежного покрова, подземных вод в жидкой, твердой и газообразной формах.[ ...]
Г идросфера - водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и литосферой и представляющая собой совокупность океанов, морей, озер, рек, прудов, болот, подземных вод, ледников и водяного пара атмосферы. Гидросфера связана с другими элементами Земли - атмосферой и литосферой. Воды Земли находятся в непрерывном движении. Круговорот воды увязывает воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую систему. Без гидросферы невозможно существование растений и животных, так как их клетки и ткани в основном состоят из воды. Например, человек на 65% состоит из воды, и его суточная физиологическая норма потребления воды составляет 1,5...2,6 л. Кроме того, для удовлетворения гигиенических потребностей человеку в среднем требуется ежедневно около 35 л воды.[ ...]
ГИДРОСФЕРА - это водная оболочка Земли, которая включает Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), подземные воды. Воде принадлежит важнейшая роль в истории развития нашей планеты, так как с ней связано зарождение и развитие живого вещества, а следовательно, и всей биосферы. Гидросфера находится в тесной взаимосвязи с литосферой (подземные воды), атмосферой (парообразная вода) и живым веществом, в состав которого она входит в качестве обязательного компонента. Вода в биосфере выступает в роли универсального растворителя, ибо взаимодействует со всеми веществами, как правило, не вступая с ними в химические реакции. Это обеспечивает перенос растворенных веществ, например, обмен веществ между сушей и океаном, организмами и окружающей средой. Из табл. 4 видно, что подавляющая часть гидросферы (94%) приходится на Мировой океан, затем идут подземные воды и ледники.[ ...]
Гидросфера -это водная оболочка Земли, которая включает Мировой океан, воды суши (реки, озера, болота, ледники), подземные воды. Воде принадлежит важнейшая роль в истории развития нашей планеты, так как с ней связано зарождение и развитие живого вещества, а следовательно, и всей биосферы.[ ...]
Совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, рек, озер, подземных вод, ледников и снежного покрова - составляет водную оболочку Земли - гидросферу.[ ...]
Мировой океан-это водная оболочка Земли, за исключением водоемов на суше и ледников Антарктиды, Гренландии, полярных архипелагов и горных вершин. Мировой океан делят на четыре основные части- Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Воды Мирового океана, вдаваясь в сушу, образуют моря и заливы. Моря-это относительно изолированные части океана (например, Черное, Балтийское и др.), а заливы вдаются в сушу не столь значительно, как моря, и по свойствам вод мало отличаются от Мирового океана. В морях же соленость воды может быть выше океанской (35%), как, например, в Красном море-до 40 %, или ниже, как в Балтийском море -от 3 до 20 %.[ ...]
Гидросфера является водной оболочкой Земли, включающей ресурсы океанов, морей, рек, озер, прудов, болот, подземных вод. Общее количество воды на Земле достигает 1386 млн. км3, а площадь океанов и морей в 2,5 раза больше площади суши. Из общего количества воды на Земле доля пресных вод немногим более 2,5 %, т.е. на каждого жителя Земли их приходится около 5,8 млн. м3. Однако для человека доступно менее 30 % этих вод, так как остальная их часть сосредоточена в ледниковых покровах (около 27 млн. км3), скрыта в подземных образованиях (объем подземных пресных вод примерно в 100 раз больше объема поверхностных вод в озерах, реках, болотах).[ ...]
Происхождение геосфер Земли. Возраст планеты Земля составляет около 4,6 млрд лет. В течение этого времени на Земле происходили процессы превращения и перемещения материи, в результате чего земной шар расчленился на ряд оболочек, или геологических сфер геосфер). Выделяют различные сферы Земли: ядро, мантию, земную кору, педосферу, литосферу, атмосферу, гидросферу, педосферу, бцосферу, ноосферу и др. Атмосфера (греч. «атмос» - пар) - воздушная оболочка Земли. Гидросфера (греч. «гидора» - вода) - водная оболочка Земли. Литосфера (греч. «литое» - камень) - твердая оболочка земного шара. Педосфера (лат. «педис» - нога, стопа) - оболочка Земли, образуемая почвенным покровом. Биосфера (греч. «биос» - жизнь) - оболочка Земли, преобразованная живыми организмами. Ноосфера (греч. «ноо» - разум) - оболочка Земли, преобразованная деятельностью человека.[ ...]
Гидросфера - прерывистая водная оболочка Земли. Располагается между атмосферой и литосферой и включает в себя все океаны, моря, озера, реки, а также подземные воды, льды, снега полярных и высокогорных районов. Гидросферу делят на поверхностную и подземную.[ ...]
Гидросфера - прерывистая водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и земной корой. Она включает в себя совокупность всех вод планеты: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических и атмосферных. Гидросфера является колыбелью жизни на нашей планете. Она играет огромную роль в формировании природной среды нашей планеты.[ ...]
Мировой океан - непрерывная водная оболочка Земли, окружающая континенты и острова, - занимает около 70,8 % земной поверхности. Океанические воды распределены между полушариями неравномерно: в Северном они покрывают 66 %, а в Южном - 81 % поверхности. По географическим особенностям Мировой океан делят на четыре части, основные морфометрические показатели которых приведены в табл. 1.3.[ ...]
Гидросфера представляет собой водную оболочку Земли, включающую в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды. Подавляющая часть вод гидросферы приходится на Мировой океан (94%), затем следуют подземные воды (4%) и ледники (1,7%). Вода выступает в роли универсального растворителя, так как взаимодействует со всеми веществами, не вступая с ними в химические реакции. В силу этой своей особенности она обеспечивает обмен растворенными в ней веществами между сушей и океаном, живыми организмами и окружающей средой. Вода играла и продолжает играть существенную роль в становлении и сохранении жизни на Земле. Первые организмы появились в водоемах, и лишь значительно позднее началось расселение живых существ по поверхности суши. Обращает на себя внимание также тот факт, что практически все функционирующие живые системы состоят в основном из воды в жидкой фазе: в растениях содержится до 85-95% воды, в организме человека - 57-66%.[ ...]
Гидросферой называют водную оболочку Земли. В ее состав входят воды суши - реки, болота, ледники, подземные воды и воды Мирового океана.[ ...]
ГИДРОСФЁРА [гр. hydôr вода + sphaire шар] водная оболочка Земли - место обитания гидробионтов, совокупность океанов, их морей, озер, прудов, водохранилищ, рек, ручьев, болот (некоторые ученые включают в Г. также подземные воды всех типов, поверхностные и глубинные).[ ...]
Гидросфера (греч. «гидор» - вода) - водная оболочка Земли. Ее подразделяют на поверхностную и подземную.[ ...]
Гидробиосфера - глобальный мир воды (водная оболочка Земли без подземных вод), населенный гидробионтами.[ ...]
Под гидросферой понимают водную оболочку Земли, включающую океаны, моря, континентальные водоемы и ледяные покровы материков. Гидросфера находится в постоянном взаимодействии с атмосферой и верхней частью литосферы. Все природные воды представляют собой единую экологическую систему.[ ...]
Поток энергии, достигающий твердой и водной оболочек Земли (литосферы и гидросферы), качественно отличен от того, который вступает в верхние разреженные слои атмосферы. От всей ультрафиолетовой радиации на земную поверхность попадают только сотые и тысячные доли калорий на 1 смг в минуту, и здесь вовсе не обнаруживаются лучи с длиной волны 2800 -2900 А, в то время как на высоте 50- 100 км ультрафиолетовая радиация содержит еще весь диапазон волн, включая и самые короткие.[ ...]
Первоначально под гидросферой понимали водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, озер и рек, а также ледяных панцирей материков. Позже в состав гидросферы стали включать подземные гравитационные (свободные) воды коллекторских горизонтов. Нижнюю границу подземной гидросферы проводили по самым глубоким водоносным пластам.[ ...]
Совокупность вод земного шара; водная оболочка Земли.[ ...]
Активен процесс рассеивания в географической оболочке вещества водной оболочки Земли. Она - важнейший поставщик водяных паров в воздушную тропосферу. Водяной пар - обязательный компонент тропосферного воздуха, его нет, как известно, только в идеальной (теоретической) атмосфере, не существующей в природе. Распределение водяного пара и его производных с высотой оправдывает принятый ранее термин рассеивание. Если содержание водяного пара у земной поверхности колеблется в среднем от 0,2% по объему в полярных странах до 2,5% вблизи экватора, то уже на высоте 1,5-2 км оно падает вдвое, а на высоте 10-12 км - в 100 раз.[ ...]
Глобальный круговорот воды, связывая между собой водную оболочку Земли, рассеянную в воздушной тропосфере, и погребенную в земной коре гидросферу, служит убедительным свидетельством единства географической оболочки. В круговорот вовлечены все структурные части географической оболочки, включая биостром (поглощение растительностью воды с последующей транспирацией). Одна из сторон глобального круговорота воды имеет исключительное значение для жизни человека. В процессе круговорота и только благодаря ему происходит быстрое возобновление ресурсов пресных вод. Это гигантский по своим масштабам, непрерывно действующий естественный опреснитель вод. Степень опреснения зависит от активности водообмена. Чем активнее водообмен, тем меньше минерализация воды. Наибольшая минерализация присуща тупиковым, по выражению М. И. Львовича, звеньям влагооборота (Океан, глубинные подземные воды, бессточные озера замкнутой части суши). Исключение составляют полярные ледники - законсервированная гидросфера.[ ...]
Гидросфера, как отмечалось выше, - это прерывистая водная оболочка Земли, совокупность океанов, морей, континентальных вод (включая подземные) и ледяных покровов. Моря и океаны занимают около 71% земной поверхности, в них сосредоточено около 1,4 10 км3 воды, что составляет 96,5% всего объема гидросферы. Суммарная площадь всех внутренних водоемов суши составляет менее 3% ее площади. На долю ледников приходится 1,6% запасов воды в гидросфере, а их площадь составляет около 10% площади континентов.[ ...]
Характеристика гидроресурсов и сточных вод. Гидросферой называют водную оболочку Земли. Это совокупность океанов, морей, озер, прудов, болот и подземных вод. Гидросфера - самая тонкая оболочка нашей планеты, она составляет лишь 10 3% общей массы планеты.[ ...]
Кислород является самым распространенным химическим элементом на Земле. Связанный кислород составляет около 6/7 массы водной оболочки Земли. В гидросфере содержится 85,82% по массе кислорода, в литосфере 47%, а в атмосфере кислород находится в свободном состоянии и составляет 23,15%.[ ...]
Изучением физических свойств природной воды как жидкости и физических процессов, происходящих в водной оболочке Земли и ее объектах, занимается гидрофизика - раздел геофизики. Изучение состава и химических свойств природных вод и их изменения во времени и в пространстве является содержанием раздела геохимии - гидрохимии.[ ...]
Современная жизнь распространена в верхней части земной коры (литосфере), в нижних слоях воздушной оболочки Земли (атмосфере) и в водной оболочке Земли (гидросфере), рис. 5.1.[ ...]
Рассеянная и погребенная гидросфера составляют неразрывное елое соответствующей структурной части географической оболочки- земной коры и воздушной тропосферы. Поэтому они здесь не рассматриваются. Водная оболочка Земли состоит из Мирового океана, озер, рек, ледников, многолетних льдов. Реки, озера, ледники и многолетние льды входят в структурную ткань ландшафтной сферы Земли, обособляясь в ней в ранге отделов и классов комплексов. Характеристика их дана в гл. Дальнейшему рассмотрению в настоя щей главе подлежит Мировой океан.[ ...]
В настоящее время работы по организации поливного земледелия для выращивания многолетних трав и овощей в степной зоне продолжаются, но создаются небольшие поливные поля площадью в десятки (не свыше 200-300) гектаров, водозабор проводится из искусственных водоемов, в которых накапливаются весенние снеговые воды. Запрещен полив из озер, где вмешательство в гидрологический режим особенно опасно, так как может привести к необратимым изменениям в их экосистемах (например, к исчезновению рыб и цветению воды, т. е. массовому развитию цианобактерий, и др.). ГИДРОСФЕРА (Г.)- водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники. Структура Г. Земли показана в табл. 16. Г. на 94% представлена солеными водами океанов и морей, а вклад рек в водный бюджет планеты в 10 раз меньше, чем количество водных паров в атмосфере.
Водная оболочка Земли – гидросфера.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Цели по содержанию.
Образовательные : способствовать формированию знаний о гидросфере, как
оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте
Воды в природе.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствовать развитию умений выделять, описывать и
объяснять существенные признаки основных понятий темы;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с
географическими текстами, учебником, географической картой, с
материалами мультимедийной презентации, схемами, делать
обобщения и выводы.
Воспитательные : способствовать воспитанию географической культуры,
культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного
отношения к окружающей среде, способствовать развитию
коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому
предмету.
Планируемые результаты.
Личностные : осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные : осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – групповая (класс делится на 5 рабочих групп), индивидуальная.
Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;
Видеофильм « Гидросфера Земли»;
Компьютер, проектор;
Физическая карта полушарий.
Оборудование для учеников : компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждой группы; учебник А. А. Летягина « География. Начальный курс: 5 класс» - М.: Вентана – Граф, 2012; атлас по географии; словари и энциклопедии; ЭОР; оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, сырое куриное яйцо, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, две бутылки минеральной воды (одна – охлаждённая, другая – комнатной температуры), 4-5 ст. ложек поваренной соли, столовая ложка, стакан, 2 тарелки, кубики пищевого льда.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Я рада вас видеть на уроке географии. Сегодня мы работаем в группах.
Всё, что потребуется
каждой группе для урока (компьютер, файловая папка с бланками
заданий, учебники, словари, энциклопедии), находится у вас на столах.
работу каждой группы помогают мне организовывать координаторы:
Ануфриева Варя
Жидкова Лера Степанова Катя
Чобану Гриша Салеев Сергей
Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.
---Слайд 1. Геосферы Земли: литосфера – познакомились
атмосфера – познакомились
гидросфера
биосфера
Найдите в оглавлении учебника тему, которую мы изучали на прошлом уроке.
(Человек и атмосфера).
---Слайд 2. Водная оболочка Земли – гидросфера (от греч. « вода» и « шар»)
Просмотрев текст 15 параграфа , назовите основные вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на сегодняшнем уроке (выделенные в тексте подзаголовки ).
Выделите ключевые понятия темы (выделены в рамочках и в тексте).
На доске под названием темы вывешиваются поочерёдно таблички, формулирующие основные моменты урока.
ГИДРОСФЕРА
- значение По ходу усвоения темы по данному плану будет
- свойства передвигаться курсор, обозначающий этап, на
- состав котором будем находиться в определённый
- Мировой момент урока.
круговорот
воды
Задание группам : пользуясь разнообразными источниками информации (словари, энциклопедии, Интернет), сформулируйте дополнения к определению гидросферы на слайде.
На доске вокруг понятия «гидросфера» вывешиваются карточки с прозвучавшими из разных источников информации составными частями данного термина:
Океаны моря подземные воды лёд и снег реки озёра
Болота водохранилища круговорот более 70% земной пов – ти
4 млрд. лет жидкое состояние твёрдое состояние газообразное состояние
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.
Учитель: давайте вспомним, что вы уже знаете о воде?
Где на Земле можно встретить воду?
Приведите примеры водоёмов.
В каких трёх состояниях бывает вода в природе? (рис.56, стр. 85)
3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со значением воды, её свойствами, составом гидросферы и Мировым круговоротом воды в природе.
- Постановка проблемного вопроса.
Учитель: говоря о значении воды, я предлагаю вам прослушать отрывок из повести французского писателя, лётчика, участника Второй мировой войны Антуана де Сент – Экзюпери « Планета людей».
--- Слайд 3. Высказывание Экзюпери: « Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. ……ты даёшь нам бесконечно простое счастье».
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всём существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы поставили уж было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чистая в недрах Земли……… Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты – божество, которое так легко спугнуть…
Но ты даёшь нам бесконечно простое счастье».
Учащиеся высказываются о значении воды.
Учитель: чтобы сформулировать основные свойства воды, я предлагаю каждой группе провести небольшие исследования.
(3 мин.) (* - свойства)
Подробные инструкции опытов в разделе « Школа географа – следопыта» к параграфу 15.
1 группа – занимается исследованием вкуса, цвета, запаха воды; а также превращает лёд в жидкость, а затем в водяной пар.
2 группа – выясняет информацию о процессах, связанных с переходом воды из одного состояния в другое.
Задание: установите соответствие (выполняется, используя карточки с понятиями и формулировками из файловой папки).
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.
3 группа – исследует плотность пресной и солёной воды (опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой).
4 группа – исследует свойство воды растворять газы (опыт с охлаждённой и тёплой бутылками минералки).
5 группа – работая с текстом параграфа 15 (стр. 84), формулирует основные свойства воды.
В процессе работы каждая группа заполняет свои технологические карты и сообщает о результатах своих исследований.
--- Слайд 4 . Три состояния воды. (после выступления 1 группы).
Проверка работы 2 группы (проговариваются подобранные каждому термину понятия). ИСПАРЕНИЕ
ЗАМЕРЗАНИЕ (кристаллизация)
КОНДЕНСАЦИЯ
ТАЯНИЕ (плавление)
--- Слайд 5 . Исследование плотности пресной и солёной воды.(3 группа).
1. Плотность пресной (питьевой) воды меньше плотности яйца,
поэтому яйцо тонет в пресной воде.
2. Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо
не тонет в солёной воде.
---Слайд 6. Исследование свойства воды растворять газы.(4 группа).
Из охлаждённой минеральной воды выделилось много газов, поэтому
в охлаждённой воде может быть растворено больше газов, чем в
минеральной воде комнатной температуры.
--- Слайд 7 . Свойства воды: (к ответу 5 группы).
- не имеет запаха, вкуса и цвета;
- растворяет больше веществ, чем любая другая жидкость;
- разрушает твёрдые горные породы;
- окисляет металлы;
- расширяется при замерзании;
- поглощает большое количество тепла;
- хорошо проводит электрический ток.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: записать выводы по результатам опытов в ДГС.
(* - состав)
(*-Мировой круговорот
Воды)
На вопросы, связанные с составом гидросферы и Мировым круговоротом воды в природе, поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты . В процессе просмотра ребятам предлагается поработать с индивидуальной карточкой , в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора.
---Слайды 8 – 11.
Видеофрагмент « Почемучка. Гидросфера». (5 мин.)
Карточка – задание .
1. В состав гидросферы Земли входят Мировой океан, ____________ и вода в атмосфере.
2. Мировой _________ занимает 96 % поверхности Земли.
3. В состав Мирового океана входят несколько океанов: Тихий, _________, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.
4. Самым большим из них является _____________ океан.
5. Более важную роль в жизни человека играет пресная вода, сосредоточенная в реках, озёрах, _________ и под землёй.
6. Все части гидросферы участвуют в Мировом ___________воды в природе.
Слова для отбора: Атлантический, ледники, вода суши, Тихий, круговорот, океан.
После просмотра обращается внимание учащихся на схему круговорота воды на Земле – рис. 57, стр.86.
--- Слайд12. Текст с выполненным заданием.
Самопроверка (проверка по образцу ).
На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя (ставят себе + за каждый правильный ответ).
Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием!
А есть у нас такие, кто подобрал 5 правильных ответов? Вы хорошо поработали!
Поднимите руки те, у кого 6 найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично!
---Слайды 13, 14, 15 Физкультминутка.
Летаем, как чайки: А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою.
Плавательные движения руками : Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Ходьба на месте : Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
---Слайд 16. « Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник»
(монгольская пословица).
? На какую мысль наталкивает вас эта монгольская мудрость?
? Как мы можем помочь природе? (не загрязнять воду, экономить и т. д.)
Тест и самопроверка (выполняется в группах на компьютерах, каждый ответ сразу же проверяется).
Вернёмся к плану урока. Все пункты плана выполнены.
--- Слайд 17. Домашнее задание .
- Рефлексия.
Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям (карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы).
А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.
Я НА УРОКЕ | ||
Интересно. Безразлично. | Помогал другим. | Понял материал. Узнал больше, чем знал. Не понял материал. |
Поднимите руки, кому было интересно . О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
Есть в классе такие, кто не понял материал?
В последнем файле папки каждой группы лежат воздушные шарики светло-голубого и тёмных цветов . Каждому в группе предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть голубой шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет тёмным. Каждая группа формирует из своих шариков волну. По цвету образованных волн можно сделать вывод об итогах проведённого урока.
Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая в себя всю химически не связанную воду. Вода присутствует на Земле в трех фазовых состояниях: твердом, жидком и газообразном. Из почти 1,5 млрд км3 общего объема вод гидросферы около 94 % приходится на Мировой океан, 4 % - на подземные воды (большую их часть представляют глубинные рассолы), 1,6 % - на ледники и постоянные снега, около 0,25 % - на поверхностные воды суши (реки, озера, болота), большая часть которых расположена в озерах . Вода присутствует в атмосфере и живых организмах.
Единство гидросферы обусловлено круговоротом воды - процессом ее непрерывного перемещения под воздействием солнечной энергии и силы тяжести, охватывающим гидросферу, атмосферу, литосферу и живые организмы (рис. 8.3). Круговорот воды слагается из испарения с поверхности океана, переноса влаги в атмосфере, выпадения осадков на океан и сушу, их просачивания и поверхностного и подземного стока с суши в океан. В процессе мирового круговорота воды происходит постепенное ее обновление во всех частях гидросферы. Причем подземные воды обновляются за сотни, тысячи и миллионы лет; полярные ледники - за 8-15 тыс. лет; воды Мирового океана - за 2,5-3 тыс. лет; замкнутые, бессточные озера - за 200-300 лет; проточные - за несколько лет; реки - за 11-20 суток; водяной пар атмосферы - за 8 суток; вода в организмах - за несколько часов . Известно, что чем медленнее водообмен, тем выше минерализация (соленость) воды в элементе гидросферы. Именно поэтому воды подземной гидросферы наиболее высокоминерализованы, а речные воды служат началом почти всех источников пресных вод.
Важным элементом гидросферы является Мировой океан, средняя глубина которого 3700 м, наибольшая - 11 022 м (Марианский желоб). В морской воде растворены в разных количествах почти все известные на Земле вещества. Основная часть растворенных в морской воде солей - хлориды (88,7 %) и сульфаты (10,8 %), карбонаты (0,3 %). В каждом килограмме воды содержится в среднем около 35 г солей. Соленость воды в океане зависит от соотношения количества атмосферных осадков и испарения. Соленость ее понижают речные воды и воды тающих льдов. В открытом океане распределение солености в поверхностных слоях воды (до 1500 м) имеет зональный характер: в экваториальном поясе, где выпадает много осадков, она пониженная, в тропических широтах - повышенная, в умеренных и полярных широтах соленость снова снижается. Мировой океан поглощает и выделяет
Рис. 8.3.
I - испарение с поверхности океанов; 2 - испарение с речных бассейнов; 3 - осадки, выпадающие на поверхность океанов; 4 - осадки, выпадающие на поверхность речных бассейнов; 5 - глобальный влагооборот между океаном и
сушей; б-инфильтрация воды в грунты и ее сток в реки; 7-речной сток; .У-инфильтрация воды в глубокие подземные горизонты; 9- сток подземных вод в океаны через борта их котловин; 10- бессточный водоем (замкнутая область);
II - движение воды в океанах; 12 - малый круговорот воды; 13 - внутриматериковый влагооборот; 14 - ледники;
15 - айсберги
§8.3. Гидросфера и атмосфера Земли огромное количество газов (кислород, азот, углекислый газ, сероводород, аммиак и др.).
Температура поверхности воды Мирового океана также характеризуется зональностью, которая нарушается течениями, влиянием суши, постоянными ветрами. Наибольшие средние годовые температуры (27-28 °С) наблюдаются в экваториальных широтах. С увеличением широты температура вод Мирового океана понижается до О °С и даже ниже в приполярных областях (температура замерзания воды со средней соленостью на 1,8 °С ниже нуля). Средняя температура поверхностного слоя воды составляет + 17,5 °С, а средняя температура воды всего Мирового океана +4 °С. Толщина многолетних льдов достигает мощности 3-5 м. Материковые льды в океане образуют плавающие горы - айсберги. Льды покрывают около 15 % всей акватории Мирового океана.
Вода Мирового океана не находится в состоянии покоя, а совершает колебательные (волнения) и поступательные движения (течения). Волны на поверхности океана образуются главным образом благодаря ветру; высота их обычно не более 4-6 м, максимально до 30 м; длина волн от 100-250 м до 500 м. Волнение, вызванное ветром, с глубиной затухает: на глубине 200 м даже сильное волнение незаметно. При приближении к берегу от трения о дно скорость движения подошвы волны уменьшается, и гребень волны опрокидывается - возникает прибой. У крутых берегов, где энергия волн не гасится о дно, сила их удара достигает 30-38 т на 1 м 2 . Волнения всей толщи океанских вод вызывают землетрясения, извержения вулканов, приливообразующие силы. Так, подводные землетрясения и извержения вулканов становятся причиной цунами, распространяющихся со скоростью более 700 км/ч. В открытом океане длина цунами оценивается в 200-300 км при высоте около 1 м, что обычно незаметно для судов. У берегов высота волны цунами увеличивается до 30 м, что вызывает катастрофические разрушения.
Под действием сил притяжения Луны и Солнца возникают приливы и отливы. Особенно заметны приливы, вызываемые Луной. Вследствие вращения Земли приливные волны перемещаются навстречу ее движению - с востока на запад. Там, где проходит гребень приливной волны, возникает прилив, сменяющийся отливом. В зависимости от условий приливы могут быть полусуточные (два прилива и два отлива за лунные сутки), суточные (один прилив и один отлив за сутки) и смешанные (суточные и полусуточные приливы сменяют друг друга). Солнечные приливы в 2,17 раза меньше лунных. Лунные и солнечные приливы могут слагаться и вычитаться. Величина и характер морских приливов зависят от взаимного положения Земли, Луны и Солнца, от географической широты, глубины моря, формы береговой линии. В открытом океане высота прилива не более 1 м, в узких заливах - до 18 м. Приливная волна проникает в некоторые реки (Амазонка, Темза) и, быстро перемещаясь вверх по течению, образует водяной вал высотой до 5 м.
Течения в океане вызываются ветром, перепадом высоты уровня воды и плотности. Главная причина поверхностных течений - ветер. В более холодных водах отмечаются теплые течения, в менее холодных - холодные. Теплые течения направляются из более низких широт в сторону более высоких, холодные - наоборот. На направление течения влияет вращение Земли, объясняющее отклонение их вправо в Северном полушарии и влево - в Южном. Системы поверхностных течений в океанах зависят от направления господствующих ветров, от положения и конфигурации океанов. В тропических широтах устойчивые воздушные течения над океанами (пассаты) вызывают северное и южное пассатные течения, нагоняющие воду к восточным берегам материков. Между ними возникает межпассатное противотечение. Вдоль восточных берегов на север и на юг в умеренные широты уходят теплые течения. В умеренных широтах западные ветры вызывают течения, пересекающие океаны с запада на восток. Причины течений на глубине - разная плотность воды, которая может быть вызвана давлением массы воды сверху (например, в местах нагона или сгона ее ветром), изменениями температуры и солености. Изменения плотности воды - причина ее вертикальных перемещений: опускание холодной (или более соленой) и подъем теплой (или менее соленой).
С перемещением воды связаны снабжение глубин кислородом и другими газами из атмосферы и вынос питательных для организмов веществ с глубин в поверхностные слои. Места интенсивного перемешивания воды наиболее богаты жизнью. В Мировом океане обитает около 160 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей. Выделяют три группы морских организмов: 1) планктон - пассивно перемещающиеся одноклеточные водоросли и животные, рачки, медузы и др.; 2) нектон - активно передвигающиеся животные (рыбы, китообразные, черепахи, головоногие моллюски и др.); 3) бентос - организмы, живущие на дне (бурые и красные водоросли, моллюски, ракообразные идр.). Распределение жизни в поверхностном слое воды имеет зональный характер.
Значительную роль в существовании жизни на Земле играют воды суши, к которым относят подземные воды, реки, озера, болота, ледники.
Подземные воды находятся в толще горных пород верхней части земной коры. Основная их масса образуется вследствие просачивания с поверхности дождевых, талых и речных вод. Глубина залегания, направление и интенсивность движения подземных вод зависят от водопроницаемости горных пород. По условиям залегания подземные воды подразделяют на почвенные; грунтовые, залегающие на первом от поверхности постоянном водоупорном слое; межпластовые, находящиеся между двумя водоупорными пластами. Грунтовые воды питают реки и озера.
Реки - постоянные водные потоки на поверхности суши. Главная река с притоками образует речную систему. Площадь, с которой река собирает поверхностные и подземные воды, называется речным бассейном. Бассейны соседних рек отделяются водоразделами. Скорость течения реки находится в прямой зависимости от уклона русла - отношения разности высоты участка к его длине. У равнинных рек скорость течения редко превышает 1 м/с, а у горных рек - обычно более 5 м/с. Важнейшей характеристикой рек является их питание - снеговое, дождевое, ледниковое и подземное. Большинство рек имеет смешанное питание. Дождевое питание характерно для рек экваториальных, тропических и муссонных областей. Водами тающего снега питаются реки умеренного климата с холодными, снежными зимами. Ледниковое питание получают реки, начинающиеся в высоких, покрытых ледниками горах. Подземные воды питают многие реки, благодаря чему они не пересыхают летом и не иссякают подо льдом. От питания в значительной мере зависит режим рек - изменение расхода воды по сезонам года, колебание ее уровня и изменение температуры. Самая многоводная в мире река - Амазонка (220 000 м 3 /с в год). В нашей стране самая многоводная река - Енисей (19 800 м 3 /с в год).
Озера - водоемы замедленного водообмена. Они занимают около 1,8 % поверхности суши. Самое большое из них - Каспийское море, самое глубокое - Байкал. Озера могут быть сточными (из них вытекают реки) и бессточными (лишенными стока); последние часто бывают солеными. В озерах с очень высокой минерализацией соли могут выпадать в осадок (самосадочные озера Эльтон и Баскунчак). В распространении озер по земной поверхности наблюдается зональность. Особенно много озер в тундре и лесной зоне. В зонах с недостаточным увлажнением возникают в основном временные водоемы.
Болота - избыточно увлажненные участки суши с влаголюбивой растительностью и слоем торфа не менее 0,3 м (с меньшим слоем - заболоченные земли). Болота образуются вследствие зарастания озер или заболачивания суши и подразделяются на низинные, питающиеся в основном грунтовыми водами и имеющие вогнутую или плоскую поверхность, переходные и верховые, основное питание которых - атмосферные осадки, поверхность их выпуклая. Общая площадь, занимаемая болотами, составляет около 2 % площади суши.
Ледники - движущиеся массы льда, возникшие на суше в результате накопления и постепенного преобразования твердых атмосферных осадков. Они образуются там, где в течение года твердых осадков выпадает больше, чем успевает растаять и испариться. Граница, выше которой возможно накопление снега, называется снеговой линией. В полярных областях она расположена низко (в Антарктиде - на уровне моря), на экваторе - на высоте около 5 км, а в тропических широтах - выше 6 км. Оледенение бывает двух типов: покровное (Антарктида, Гренландия) и горное (Аляска, Гималаи, Гиндукуш, Памир, Тянь-Шань). Ледник имеет области питания (где происходит накопление льда) и стока (где его масса уменьшается за счет таяния, испарения, механического откалывания). Накопившись, лед начинает двигаться под действием силы тяжести. Ледник может наступать и отступать. Сейчас ледники занимают около 11 % всей площади суши, в эпоху максимального оледенения они покрывали около 30 % ее площади. В ледниках сосредоточено почти 70 % запасов пресной воды на Земле.
Гидросфера – водная оболочка нашей планеты, включает в себя всю воду, химически не связанную, независимо от ее состояния (жидкую, газообразную, твердую). Гидросфера является одной из геосфер, располагающейся между атмосферой и литосферой. Эта прерывистая оболочка включает все океаны, моря, континентальные пресные и соленые водоемы, ледяные массивы, атмосферную воду и воду в живых существах.
Примерно 70% поверхности Земли покрыты гидросферой. Ее объем около 1400 млн. кубометров, что составляет 1/800 объема всей планеты. 98% вод гидросферы – Мировой океан, 1,6 % заключено в материковых льдах, остальная часть гидросферы приходится на долю пресных рек, озер, подземных вод. Таким образом, гидросфера делится на Мировой океан, подземные воды и континентальные воды, причем каждая группа, в свою очередь, включает подгруппы более низких уровней. Так, в атмосфере вода находится в стратосфере и тропосфере, на земной поверхности выделяют воды океанов, морей, рек, озер, ледников, в литосфере – воды осадочного чехла, фундамента.
Несмотря на то, что основная масса воды сосредоточена в океанах и морях, а на долю поверхностных вод приходится лишь малая часть гидросферы (0,3%), именно они играют главную роль в существовании биосферы Земли. Поверхностные воды – это основной источник водоснабжения, обводнения и орошения. В зоне водообмена пресные подземные воды быстро обновляются в ходе общего круговорота воды, поэтому при рациональной эксплуатации можно использовать их неограниченно долгий срок.
В процессе развития молодой Земли гидросфера формировалась при становлении литосферы, которая за геологическую историю нашей планеты выделила огромное количество водяного пара и подземных магматических вод. Гидросфера образовалась в ходе длительной эволюции Земли и дифференциации ее структурных компонентов. В гидросфере впервые на Земле зародилась жизнь. Позднее в начале палеозойской эры состоялся выход живых организмов на сушу, и началось постепенное расселение их на континентах. Жизнь без воды невозможна. В тканях всех живых организмов содержится до 70-80% воды.
Воды гидросферы постоянно взаимодействуют с атмосферой, земной корой литосферы и биосферой. На границе между гидросферой и литосферой формируются практически все осадочные горные породы, которые составляют осадочный слой земной коры. Гидросферу можно рассматривать как часть биосферы, так как она полностью заселена живыми организмами, которые, в свою очередь, оказывают влияние на состав гидросферы. Взаимодействие вод гидросферы, переход воды из одного состояния в другое проявляется как сложный круговорот воды в природе. Все виды круговорота воды различных объемов представляют собой единый гидрологический цикл, в ходе которого осуществляется возобновление всех типов вод. Гидросфера является незамкнутой системой, воды которой тесно взаимосвязаны, что обусловливает единство гидросферы как природной системы и взаимовлияние гидросферы и других геосфер.
Похожие материалы: