Что означают слова человек существо биосоциальное кратко. Человек биосоциальное существо что такое человек
Проблема человека – центральная проблема обществознания.
Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – религиозная, которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».
Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита.
На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.
В высказываниях мыслителей о человеке, его сущности выделяются две основные точки зрения – пессимистическая (без веры в лучшее в человеке) и оптимистическая (с верой в человека, его возможности). «Пессимисты», прежде всего, отмечают животную сторону человека. «Оптимисты», напротив, считают, что человек – существо духовное, стремящееся к божественным вершинам сознания и поведения. В человеке переплетается и добро и зло.
Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, генофонде, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.
Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.
В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человек сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.
Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.
Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.
Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.
Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.
Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.
Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)
В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность- это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.
Внутренняя структура личности:
1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).
2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.
Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.
Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.
Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:
сила – слабость;
твердость – мягкость;
цельность – противоречивость;
широта – узость.
Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.
Характер человека проявляется в системе отношений:
В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);
В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);
В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.);
В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость -расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).
Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.
Биологическая природа человека | Социальная сущность человека | |||
Проявляется в | ||||
принадлежности к высшим млекопитающим, анатомии и физиологии человека (обмен веществ, инстинкт самосохранения, генетическая предрасположенность и пр.) | неразрывной связи с обществом и его структурами (общение, деятельность, обладание социальной ролью, социальным статусом и пр.) | |||
Регулируется | ||||
законами функционирования живой природы | социально-историческими законами бытия | |||
Биологическое и социальное в человеке существуют в неразрывном единстве.
Индивид, индивидуальность, личность. Все эти слова употребляются при характеристике человека. В чем заключаются смысловые различия названных терминов?
Индивид – конкретный, единичный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивидуальность – совокупность своеобразных черт человека, как биологических (наследственных и приобретенных свойств – рост, цвет глаз, строение тела и т.д.), так и психологических (темперамент, характер, способности и т.д.).
Личность – человек как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Недаром говорят: "Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь".
Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность мыслить – важнейшее отличие человека от животного.
Мышление – это отражение процессов, происходящих в действительности, их сущности с помощью понятий и абстракций; оно появляется на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его рамки. Мышление позволяет увидеть связи и зависимости явлений, в том числе познать такие явления и свойства внешнего мира, которые непосредственно не наблюдаются.
Индивидуальными особенностями мышления могут быть:
– самостоятельность (умение увидеть и поставить новую проблему и решить ее своими силами);
– гибкость (умение меняться, реагировать на внешние изменения);
– быстрота (умение принимать решение в ограниченное время).
Язык – это система словесных знаков как средство существования, усвоения и передачи социально-исторического опыта.
Речь – процесс общения с помощью языка. Различают внешнюю (устную и письменную) и внутреннюю (про себя) речь; монологическую и диалогическую.
Мышление невозможно без речи. Чем глубже продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной и письменной речи.
Способностями человека называют его индивидуальные особенности, помогающие успешно заниматься определенной деятельностью. Каждый вид способностей имеет свою структуру (сравните, к примеру, математические, организаторские и музыкальные способности). Способности развиваются из задатков и обнаруживаются только в деятельности.
Талант – выдающиеся способности, а гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием уникальных творений.
Сознательное и бессознательное – это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики.
Сознанием мы называем универсальную способность, свойственную только человеку, осмысливать бытие в мире и себя в этом мире. Cознательная деятельность людей характеризуется обдумыванием ими своих действий, осуществлением самоконтроля.
Сознательное включает в себя:
а) совокупность знаний об окружающем мире и важнейшие познавательные процессы;
б) закрепленное различение субъекта и объекта;
в) обеспечение целеполагающей деятельности человека;
г) чувства, эмоции, выражающие отношения.
Высшую степень развития познавательной способности мышления называют разумом .
Под бессознательным в психологии понимаются состояния, в которых человек не отдает себе отчета. Примером бессознательного могут быть влечения, т.е. психологические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. К бессознательному относятся также автоматические алгоритмы поведения, субсенсорное восприятие и т.д. Выдающуюся роль в исследовании проявления бессознательного сыграли австрийский ученый З. Фрейд и швейцарский ученый К. Юнг.
Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.
Сознательное и бессознательное относительно независимы. Так, в состоянии сна и гипноза сознательное отключается, а бессознательное функционирует относительно самостоятельно. Во время интенсивной умственной деятельности значение бессознательного будет близко к нулю. Важно, что человеческая психика едина и действует как единое целое.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Антропогенез
Антропология
Бессознательное
Гениальность
Индивид
Индивидуальность
Личность
Мышление
Разум
Речь
Сознательное
Способности
Талант
Язык
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как Вы понимаете выражение: "Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь"?
2. Прав ли, с Вашей точки зрения, Ч. Ломброзо, писавший о прямой связи склонности человека к преступлениям с его биологическими особенностями, например, чертами лица?
3. Можете ли Вы определить свое индивидуальное мышление как самостоятельное? Гибкое?
4. Что необходимо для того, чтобы задатки человека развились в способности?
5. Какие качества мышления проявляются в профессиональной деятельности ученого-исследователя (педагога, водителя, дизайнера)?
ЗАДАНИЯ
1. Прокомментируйте строчки стихотворения Омара Хайяма:
"Человек, словно в зеркале мир, – многолик
Он ничтожен – и он же безмерно велик".
2. Какие из перечисленных свойств живых существ отличают человека как высшее живое существо?
3. Заполните таблицу
4. Он – победитель конкурса эрудитов, "душа" коллектива, готов прийти на помощь в любую минуту. Все эти признаки характеризуют человека как ………………………. (заполните пробел).
5. Речь всегда несет на себе "печать" общественной среды, в которой она существует. Проверьте себя и своих знакомых. Запишите несколько забавных фраз, услышанных в классе. Спросите у взрослых, что означают эти выражения, кто и при каких обстоятельствах их мог произнести.
ТЕСТЫ
1. Верны ли следующие суждения:
А. Всякий человек является личностью.
Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б.
4) оба суждения неверны
2. Тезис о человеке как о мере всего сущего был провозглашен:
1) древнекитайской философией
2) древнеиндийской философией
3) древнегреческой философией
4) марксизмом.
3. Стойкие, неизменные анатомо-физиологические черты, выражающие особенности человека как живого существа, – это:
1) природа человека
2) социальная сущность
3) культурная программа
4) личность.
4. Психические состояния, выражающие неосознанную потребность, – это:
1) интересы
2) убеждения
3) влечения
4) установки.
5. Высшая степень развития таланта, связанная с сохранением качественно новых, уникальных творений, – это:
1) мышление
2) способности
3) гениальность
4) характер.
Ключ к тестам: 1–2; 2–3; 3–1; 4–3; 5–3.
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.
Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1995.
XIX век. М., 1995.
Мальшевский А.Ф. Мир человека. М., 1998.
Гуревич П.С. Человек. М., 1995.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сущность деятельности человека. Реальный процесс жизнедеятельности человека в философии называют бытием. Активность присуща всем живым существам, но только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя как существо общественное.
Деятельность – взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.
Структура деятельности включает:
– субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство); в зависимости от характера субъекта (индивид или группа) выделяют индивидуальную и коллективную деятельность;
– объект – то, на что направлена деятельность; объекты могут быть материальными и идеальными;
– цель – осознанный образ желаемого; этот образ должен соответствовать реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта;
– средства – то, что необходимо для осуществления деятельности: не только различные орудия, предметы, но и способы, приемы действий; чем шире набор средств, тем больше возможностей для осуществления деятельности;
– действия – направлены на достижение цели, их последовательность и составляет деятельность;
– результат – итог деятельности, который не всегда совпадает с целью (может быть противоположным, несовпадающим, случайным). К числу факторов, обусловливающих несовпадение результата с целью, можно отнести постановку недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноту действий, недостаточный учет внешних условий и др.
Мотивы деятельности– это побуждения к деятельности | ||||||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ||
Потребности– переживаемые и осознаваемые необходимости в чем-либо | Интере- сы –форма проявления потребностей человека, социальной группы или общества в целом | Социальные установки – устойчивая предрасположенность, готовность действовать определенным образом по отношению к какому-либо объекту | Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки | Бессознательные факторы – те, в которых человек не отдает себе отчета | ||
Потребности – важнейшая мотивирующая сила. Любая классификация потребностей носит достаточно условный характер. Наиболее доступным вариантом классификации является деление потребностей на три группы:
1) биологические (в питании, дыхании, самосохранении и т.п.);
2) социальные (в общении, самореализации, общественном признании и т.п.);
3) идеальные (в знаниях, в искусстве и т.п.).
Другая модель потребностей разработана американским ученым А. Маслоу.
Первые два типа потребностей А. Маслоу назвал первичными (врожденными), а три других – вторичными (приобретенными). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие – в неодинаковой.
Часто потребности подразделяют:
– на подлинные (разумные), побуждающие человека к активной общественно полезной деятельности, способствующие физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям;
– мнимые (ложные, неразумные) – их удовлетворение ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
Абрахам Маслоу (1908–1970 гг.), американский психолог, основоположник иерархической теории потребностей. Эта теория создавалась в 1940-е гг. и в дальнейшем развивалась ученым и его последователями. В частности, было признано: для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. А. Маслоу писал: «До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая "жесткая", как мы полагали… Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».
Многообразие видов деятельности. Главная причина многообразия человеческой деятельности – разнообразие ее мотивов, в первую очередь, интересов и потребностей, а также множества культурных программ, которыми руководствуются субъекты. Самая общая классификация деятельности может выглядеть следующим образом:
Выделяют также такие виды деятельности, как творческая, трудовая, игровая. Все они позволяют удовлетворять многочисленные потребности человека, способствуют развитию личности.
М. Вебер разделил действия в зависимости от их мотивов на четыре группы:
– целенаправленные действия (поведение индивида ориентировано на рационально поставленную, продуманную цель, средства и побочные результаты действий);
– ценностно-рациональные (подчинены принципам, требованиям, основаны на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения);
– аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида);
– традиционные (основаны на длительной привычке).
Общение предполагает обмен информацией, что составляет также суть коммуникации. Однако значение этих терминов существенно различается.
Коммуникация – однонаправленный поток информации при отсутствии или формальном характере обратной связи.
При общении равноправных партнеров механизм передачи и восприятия информации меняется, происходит ее существенное обогащение.
Общение – сложный и многогранный процесс, включающий не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние и взаимопонимание партнеров.
Многообразны функции общения, через которые реализуется его социальная роль – формировать личность, ее сознание и самосознание, связывать с другими людьми, передавать опыт и знания.
Важнейшие функции общения:
– коммуникативная (обмен информацией, ее уточнение, развитие и выработка новой информации);
– интерактивная (обмен идеями и действиями, взаимовлияние);
– перцептивная (восприятие друг друга, формирование целостных образов, установление взаимопонимания).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Виды деятельности
Воображение
Деятельность
Игра
Интересы
Интуиция
Коммуникация
Мотивы
Общение
Потребности
Cтруктура деятельности
Творчество
Труд
Убеждения
Установки
Фантазия
Целеполагание
» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.
Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.
Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.
В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.
Биологические и социальные факторы
Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:
- биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
- основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.
Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.
Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.
Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.
Биологическое и социальное в человеке и их единство
Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.
Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .
Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.
В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.
В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.
В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.
Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.
Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.
Краткое содержание .
Лекция №1. Человек, общество и общественные отношения .
1. Человек – биосоциальное существо.
2. Общество как целостная социокультурная система
3. Мировоззрение и человек.
1. Человек - биосоциальное существо.
С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития. За такой длительный период произошли огромные изменения в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Существует множество теорий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются: божественная, космическая и эволюционная теории.
Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.
Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.
Эволюционная теория отмечает, что человек возник в результате естественной эволюции жизни на Земле.
Наука утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. Первобытный человек сильно отличался от современных людей. Он не умел говорить, его внешний вид напоминал обезьяну, объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать орудия труда. По мнению ученых, именно труд способствовал выделению человека из мира животных. Формирование человека шло следующими путями :
1) прямохождение;
2) совершенствование руки;
3) совершенствование мозга;
4) формирование трудовых навыков.
Такой человек («homo sapiens» - «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. Человек является частью природы. Он, с одной стороны, материальный организм, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в отличие от животных, человек обладает речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением.
Человек - биосоциальное существо. Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке - это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие - это сознание. Сознание - это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.
Отличия ч еловека от животного :
1) человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, орудия труд, предметы быта);
2) человек действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;
3) человек относится осмысленно, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.
Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек - не только природное, но и общественное существо. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Все вместе эти качества - как прирожденные, так и приобретенные в обществе - характеризуют биологическую и социальную природу человека.
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.
Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».
Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.
Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.
А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его сущности.
Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными - представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.
Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез - процесс происхождения человека - как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.
По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:
1)креационистская концепция - человек сотворен Богом или мировым разумом;
2)биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;
3)трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
4)мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;
5)космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.(Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)
Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:
человек произошел от животных предков;
человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.
Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.
С XIX века господствует в науке вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезьяна»).
Эти древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском континентах, вели древесный образ жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного мозга. Примерно 6–8 млн лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства. В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей – одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой – ведущей к человеку.
Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis – южный + греч. pithekos – обезьяна), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов.
Около 2–1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь. Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750 г.
В процессе становления человека условно выделяют три этапа: древнейшие люди; древние люди; современные люди.
Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.
Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.
И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.