Увеличение количества часов физкультуры в школах. Какое максимальное количество уроков в день может быть установлено для учащихся средней школы? Количество учебных занятий в неделю по санпину
Одна из проблем нашего времени: что важнее для ребенка — учебная нагрузка или все таки детство? И как это все совместить.
Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02 (с изменениями и дополнениями)
В соответствии с вышеприведенными нормативами допустимая недельная нагрузка в часах для школьников составляет:
1 класс – 20 часов при 5-дневной неделе;
2 – 4 классы – 25 часов при 6-дневной неделе и 22 часа при 5-дневной неделе;
5 класс – 31 час при 6- дневной неделе и 28 часов при 5-дневной неделе;
6 класс – 32 часа при 5- дневной неделе и 29 часов при 5-дневной неделе;
7 класс – 34 часа при 6 – дневной неделе и 31 час при 5-дневной неделе;
8 – 9 классы – 35 часов при 6 – дневной неделе и 32 часа при 5-дневной неделе;
10 – 11 классы 36 часов при 6 – дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.
Продолжительность урока для школьника не должна превышать 45 минут.
Обучение школьников в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
— учебные занятия проводятся только в первую смену;
— 5-дневная учебная неделя;
— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
— проведение не более 4-х уроков в день;
— продолжительность уроков — не более 35 минут;
— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки для школьника:
— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
В образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно — вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте
На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 — 2 классах — 20 — 25 минут, для обучающихся в 3 — 4 классах — 30 — 35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 — 3-х — 5 — 7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.
Длительность практической работы на уроках труда для школьников 5 — 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для школьников 5 — 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 — 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 — 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
Домашние задания даются школьникам с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.
Остается ли в 2016-2017 учебном году для учащихся начальных классов 3 часа физической культуры в учебном плане?
Ответ
Третий час физической культуры может проводиться в рамках внеурочной деятельности. Для классов, не перешедших на , организация третьего обязательного часа физической культуры осуществляется с учетом региональных БУП в рамках действующего законодательства
В 2010 г. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889 в федеральном базисном учебном плане (далее - БУП) и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций (далее - ООП) был закреплен третий обязательный час физической культуры с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) регламентировались нормы использования спортивных сооружений, мест занятий по физической культуре и спорту (п. 3.4), предлагались рекомендации по проведению мероприятий на свежем воздухе, .
В соответствии с протоколами заседания экспертного совета Минобрнауки РФ от 2 ноября 2011 г. № 2 и от 21 декабря 2011 г. № 3 к использованию был рекомендован ряд образовательных программ, позволяющих расширить базовое содержание уроков физической культуры (программы по мини-настольному теннису, фитнес-айробики и др.).
Третий обязательный час физической культуры был введен за счет увеличения на один час максимально допустимой недельной нагрузки. Запрещалось заменять уроки физической культуры другими предметами.
Ситуация изменилась в связи с 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 № 81. Согласно этой редакции, допускается организовывать занятия физической культурой в рамках внеурочной деятельности учащихся.
Пункт 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10 получил следующую формулировку: "Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме ) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять занятия физической культурой другими предметами не допускается ".
Обозначенное изменение преимущественное отношение имеет к ООП, разработанным в соответствии с ФГОС общего образования, поскольку само понятие внеурочной деятельности регламентируется только ФГОС общего образования и не включено в требования ФКГОС. Для классов, не перешедших на ФГОС, организация третьего обязательного часа физической культуры осуществляется с учетом региональных БУП в рамках действующего законодательства.
Актуально сейчас:
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Какое максимальное количество уроков в день может быть установлено для учащихся средней школы? Какими руководящими документами эти нормы установлены? Имеет ли право директор школы установить "пятидневку" за счет увеличения количества уроков в день?
Санитарные нормы и правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 распространяют свое действие на все общеобразовательные учреждения России и обязательны к применению.
Требованиями к режиму образовательного процесса предусмотрено следующее.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется следующим образом:
1-е классы учатся при 5-дневной неделе не более 20 часов в неделю;
2-4-е классы - при 6-дневной неделе - 25 часов, при 5-дневной неделе 22 часа;
5-е классы - при 6-дневной - 31 час, при 5-дневной - 28 часов;
6-е классы - при 6-дневной - 32 часа, при 5-дневной - 29 часов;
7-е классы - при 6-дневной - 34 часа, при 5-дневной - 31 час;
8-9-е классы - при 6-дневной - 35 часов, при 5-дневной - 32 часа;
10-11-е классы - при 6-дневной - 36 часов, при 5-дневной- 33 часа в неделю.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
Учебные занятия проводятся только в первую смену;
5-дневная учебная неделя;
Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
Проведение не более 4-х уроков в день;
Продолжительность уроков - не более 35 минут;
Организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
Организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Depositphotos/racorn
Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.
С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки .
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;
— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;
— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;
— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.
Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.
Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.
Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.
Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.