Непарные согласные звуки. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие) Все о согласных звуках
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].
Согласные звуки делятся на:
- мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | бал | б" | битва | |
в | вой | в" | веко | |
г | гараж | г" | герой | |
д | дыра | д" | дёготь | |
з | зола | з" | зевок | |
к | кум | к" | кеды | |
л | лоза | л" | листва | |
м | март | м" | месяц | |
н | нога | н" | нежность | |
п | паук | п" | песня | |
р | рост | р" | ревень | |
с | соль | с" | сено | |
т | туча | т" | терпение | |
ф | фосфор | ф" | фирма | |
х | худоба | х" | химия | |
Непарные | ж | жираф | ч | чудо |
ш | ширма | щ | лещина | |
ц | цель | й | войлок |
Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные | Л, М, Н, Р, Й | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных -
Десять гласных отнимите,
Знаки - твердый, мягкий -
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж - тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й - только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон - используем в игре.
Билет №1
Гласными
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
[б] - [б’] [л] - [л’] [т] - [т’] [в] - [в’] [м] - [м’] [ф] - [ф’] [г] - [г’]
[н] - [н’] [х] - [х’] [д] - [д’] [п] - [п’] [з] - [з’] [р] - [р’]
[к] - [к’] [с] - [с’]
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.
Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик - [мужы́к] (здесь после всегда твердого Ж звучит [ы]).
Учил - [уч’и́л] (здесь после всегда мягкого Ч звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
Свист - сви[с’т’]еть.
Лес - ле[с"н"]ик.
Казна - в ка[з"н"]е.
Бант - ба[н"т"]ик.
Индия - И[н"д"]ия.
2)Практическое задание.
Синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова, морфологический разбор.
Никто не мог оторвать меня от любимых мыслей.
Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное,
Анализ текста.
Определение темы текста: пищевые запасы бурундука
Билет №2
1)Устное задание: Тема: Раздел о звуках речи – фонетике.
2) Практическое задание:
Задание: расставить знаки препинания в предложениях.
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.
Речевая культура человека – зеркало его духовной жизни.
Бедность не порок. Перед частицей НЕ тире не ставится.
Синтаксический разбор предложения: Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой березе крупный черный дятел.
Предложение: Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, обособлено однородными членами.
Фонетический разбор: клювом
к-[к] -согл., глух., тв.
л-[л’]-согл., зв. непарн., мягк.
ю-[у] -гл., ударн.
в-[ф] -согл., глух., тв.
Морфологический разбор: березе
Начальная форма: БЕРЕЗА Часть речи: существительное Грамматика: дательный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное
Формы: береза, березы, березе, березу, березой, березою.
Анализ текста.
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный стиль
Билет №3
1) Устное задание: тема: Омонимы, Синонимы, Антонимы.
Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. тройка" (лошадей) и "тройка" (отметка).
Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Смелый - храбрый.
Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать»
Употребление синонимов.
Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость).
Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке.
Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье....
Употребление омонимов.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ
Билет №6
1) устное задание: тема: Исконно русские и заимствованные слова
Исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения. В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. Среди исконно русских слов выделяются слова общеславянские (мать, пастух, двор, каша, квас, береза, поле, утро), восточнославянские (дядя, племянник, ложка, овраг, цветок) и собственно русские (бабушка, дедушка, вилка, сказка, теленок, утка). В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово - заимствованное. Заимствованные слова отражают исторические изменения в жизни государства, в науке, технике, экономике, искусстве.
2) практическое задание
Солнце, спрятавшись за узкое облако, золотит его края.
Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.
Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.
Синтаксический разбор: Я приготовился стрелять, но птица из кустов не вылетела.
Предложение: повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, ССП.
Фонетический разбор: Птица
п - [п] - согл., глух., тв.
и - [и´] - гл., ударн.
а - [ъ] - гл.. безуд.
Морфологический разбор: кустов
Начальная форма: КУСТ
Часть речи: существительное Грамматика: множественное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж
Формы: куст, куста, кусту, кустом, кусте, кусты, кустов, кустам, кустами, кустах
Билет №7
Старославянизмы
Классификация по группам:
Семантические
2) практическое задание:
Билет №8
Диалектные слова
Термин
2) практическое задание.
Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.
Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам?
Билет №9
1) устное задание: тема: источники пополнения лексики.
2) практическое задание.
Фонетический разбор: Минут
и [и] - гласный, безударный
у [`у] - гласный, ударный
Билет №13
1) Устное задание……..
2) Практическое задание
Анализ текста
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: художественный.
Билет №14
1) Устное задание: Гласные о и е после шипящих
1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:
а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзажем, престижем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей);
б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего);
в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);
г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый), -он (с беглым о: смешон);
д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо.
2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:
а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт;
б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;
в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый);
г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр;
д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость;
е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.
2) практическое задание
Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:
1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.
Любите книгу, она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
Сыр выпал, с ним была плутовка такова.
Анализ текста
Тема: наступила осень.
Тип речи текста: описание
Стиль текста: художественный
Билет №15
1) устное задание
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
2) практическое задание
на Влияние Гоголя русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
Употребление антонимов.
Очень часто используется поэтами для придания образа. Пример: Они сошлись, вода и пламя.
2) Практическое задание.
Расставить знаки препинания в предложениях:
Фонетический разбор: лег
Лег - слово из 1 слога,
е - [э] -гл., ударный.
г - [х] -согл., глух. непарн., тв.
Анализ текста.
Тип речи текста: повествование
Билет №4
1) Устное задание: тема: использование изобразительно-выразительных средств языка.
олицетворения - когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ: Улыбнулись сонные березки…
сравнение: пример: Лес, как будто расписной терем, переливался багряными, золотыми, оранжевыми цветами.
Луна, как огромный холодный шар, светилась высоко в небе.
Озеро блестело, как чёрное зеркало.
Лёд, словно тающий сахар, лежит на студеной речке.
Щёчки у Машеньки были, как наливные яблочки.
эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер - буйный, бродячий.
Гипербола - стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает (например, у Н. В Гоголя: "шаровары шириной в Чёрное море")
Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.
2) практическое задание
Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза.
Стол, кресло, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.
Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом.
Анализ текста
Тема текста: осина
Определение стиля: …………
Билет №5
1) устное задание: Словари русского языка
Словари русского языка - Вселенная в алфавите- Антропонимические словари- Диалектные (областные) словари- Грамматические словари- Словари сочетаемости слов- Идеографические, семантические и ассоциативные словари- Лингвострановедческие и культурологические словари- Морфемные и словообразовательные словари- Обратные словари- Орфографические словари- Орфоэпические словари- Синонимические словари- Словари антонимов- Словари лингвистических терминов- Словари названий жителей- Словари неологизмов- Словари омонимов- Словари паронимов Наступила - Словари эпитетов, сравнений и метафор- Словари сокращений- Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга - Словари языка писателей и отдельных произведений- Словари-справочники трудностей русского языка- Терминологические словари- Толковые словари.
2) практическое задание
Билет №10
Фразеологизм, фразеологическая единица - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).
2) Практическое задание
Друзья, прекрасен наш союз.
О чем ты думаешь, казак?
Анализ текста
Тема текста: развитие культуры речи
Тип речи: рассуждение
Билет №11
1) устное задание: тема: Использование формул речевого этикета.
Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.
2) Практическое задание
Ах, как это солнце ярко.
Нет, не покинул я тебя.
Да, время летит очень быстро.
Анализ текста
Тема текста: ежедневные записи
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: художественный.
Билет №12
Приставка
Суффикс
Корень
2) Практическое задание
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
Он знак подаст - и все хохочут.
Анализ текста
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: разговорный
Анализ текста
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный.
Билет №16
2) практическое задание
Уж было поздно и темно, сердито бился дождь в окно, и ветер дул печально воя.
Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось в реку.
Фонетический разбор: Водой
о [`о] - гласный, безударный
о [а] - гласный, ударный
Анализ текста
Тема: Пищевые запасы бурундука
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный стиль
Билет №17
2)практическое задание
А он, мятежный, просит бури.
Анализ текста
Определение темы текста: падают листья осенью, листопад
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный стиль
Билет №18
1)
2)практическое задание
На лавке у окна сидел отец.
Анализ текста
Определение темы текста: жизнь ежика
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный.
Билет №19
1)
2) практическое задание
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
Анализ текста
Тема текста: осина
Определение типа речи текста: рассуждение
Определение стиля: …………
Билет №20
1) устное задание
Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Реферат - доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п.
2) практическое задание
Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. Запятая при вводном слове.
Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
Фонетический разбор: лег
Лег - слово из 1 слога,
л [л’] - согл., зв. непарн., мягк.
е - [э] -гл., ударный.
г - [к] -согл., глух. непарн., тв.
Анализ текста
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №21
1) устное задание
Фонема – это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.
День - 4 букв, 3 звук
д [д"] - согласный, мягкий, звонкий, парный
е [`э] - гласный, ударный
н [н"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
Подъем 6 букв, 6 звуков
п [п] - согласный, твердый, глухой, парный
о [`о] - гласный, безударный
д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
ё [й"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
[о] - гласный, безударный
м [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
2) практическое задание
О, я его отлично понимаю. Грамматическая основа – я понимаю
Ночка сегодня морозная, ясная. Грамматическая основа – сегодня ночка
Фонетический разбор: Минут
м [м"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [и] - гласный, безударный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
у [`у] - гласный, ударный
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
Анализ текста
Тема текста: умение человеческих рук
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №22
1) устное задание
2) практическое задание
Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?
Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.
Фонетический разбор: клювом
Клюв - слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.
к-[к] - согл., глух., тв.
л-[л’] - согл., зв. непарн., мягк.
ю-[у] - гл., ударн.
в-[ф] - согл., глух., тв.
Билет №26
1) устное задание:
2) практическое задание
Ах, как это солнце ярко.
Нет, не покинул я тебя.
Да, время летит очень быстро.
Анализ текста
Тема: человек должен быть интеллигентным
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: разговорный
Билет №27
2) Практическое задание
Сложно подчинённое предложение. такие предложения соединяются подчинительными союзами (например: когда, что, чтобы, который...)_______________________________________________
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Анализ текста
Тема: отец и сын пошли в лес на охоту
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: художественный.
Билет №28
1) устное задание:
Приставка - это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Суффикс - Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение
Корень - это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)
2) Практическое задание
Влияние Гоголя русскую на литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
Анализ текста
Тема: наступила осень.
Тип речи текста: описание
Стиль текста: художественный
Билет №29
1) устное задание:
2) Практическое задание
А он, мятежный, просит бури.
Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
Фонетический разбор: Водой
в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [`о] - гласный, безударный
д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] - гласный, ударный
й [й"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
Анализ текста
Тема: искусство как воспитание
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный.
Анализ текста
Тема текста: Россия – мать
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №23
1) устное задание
2) практическое задание
Наступила дождливая, грязная темная ночь.
Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.
Анализ текста
Тема текста: яблоня
Определение типа речи текста: рассуждение
Определение стиля: …………
Билет №24
1) устное задание: старославянизмы.
Старославянизмы - слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.
Классификация по группам:
Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)
Семантические.
2) практическое задание
На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.
Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах.
Фонетический разбор: Птица
Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный
п - [п] - согл., глух., тв.
т - [т’] - согл., глух., мягк.
и - [и´] - гл., ударн.
Ц - [ц] - согл., глух. непарн., тв. непарн.
а - [ъ] - гл.. безуд.
Анализ текста
Тема: человек должен быть интеллигентным
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: разговорный
Билет №25
1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины
Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
Термин - это определенное слово, обозначающее специальное понятие, которое относится к той или иной области техники, науки, искусства и т. д. (технический термин, научный термин, религиозный термин) . Термин не может иметь двойного значения. Используется в специализированной литературе, тематических беседах и т. д.
2) практическое задание
Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
Анализ текста
Тема: ежедневные записи
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: публицистический
Билет
1) устное задание:
2) Практическое задание
На лавке у окна сидел отец.
Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.
Анализ текста
Тема текста: поиски растения калган
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №1
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Человеческая речь состоит из звуков речи.
Звуки речи - это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).
В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].
При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.
В русском языке 36 согласных звуков:
Это все согласные звуки только твердые и мягкие.
В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение.
Вконтакте
Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или , которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.
В чем же различие?
Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим , например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.
Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.
Что такое гласные?
Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса , воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.
Таблица соответствия
Голосовые | Графические |
а | а |
о | о |
у | у |
и | и |
ы | ы |
э | э |
й’а | я |
й’у | ю |
й’э | е |
й’о | ё |
Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:
- Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
- После разделительного знака – «объятие».
- В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
- Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
- Если нужно воспроизвести иностранное слово.
Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».
Йотированные гласные
Что такое согласные?
Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие , например, на язык. Они делятся на пары , шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.
Звонкие, глухие и шипящие
Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:
Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:
Кроме перечисленных глухих и звонких, в существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу . На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.
Согласные звуки
Твердые и мягкие
Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?
Мягкие |
ч’ |
j’ |
щ’ |
Твердые |
ж |
ш |
ц |
Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.
Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.
Твердые и мягкие согласные звуки
Чем отличаются гласные от согласных?
Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения . Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.
Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.
Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.
«Особенные» элементы русского языка
В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы . Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:
- Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
- Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».
Уроки русского Звуки и буквы
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами
Вывод
Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому - нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Сонорные - это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных - [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры - слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки - это как раз сонорные. Их пять:
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки - это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие - это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например , в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ - П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ - Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 93.
В русском языке согласных звуков больше, чем букв: если согласных букв 21, то согласных звуков 37. Классифицируются они по самым разным параметрам: глухости и звонкости, твердости и мягкости, а также на категории по способу произнесения. В отличие от гласных, согласные звуки, кроме шипящих, произносятся очень коротко.
Классификация согласных звуков русского языка
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:
Звук |
Глухой/звонкий |
Твердый/мягкий |
Парный/непарный |
парный |
|||
звонкий |
твердый |
непарный |
|
звонкий |
|||
непарный |
|||
непарный |
|||
непарный |
|||
непарный |
|||
непарный |
|||
Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.
Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.
Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.
Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.
Другие характеристики согласных звуков
Все согласные звуки подразделяются на три категории – сонорные (их еще называют носовыми – так понятнее, каким способом они произносятся), шумные (образуются сближением органов произношения) и шипящие (произносятся сквозь межзубную щель). Делятся согласные звуки следующим образом.