Конспект лекций по общей психологии. Конспект лекций по психологии Краткий курс лекций по общей психологии
черножук Ю.Г., канд. психол. наук, доцент пнпу им. .Д.Ушинского
Конспект лекций по психологии
содержательный модуль І . ПсихологИя как наука . ПсихологИя личности
Тема 1. Предмет, задачи и отрасли психологии
Предмет психологии
Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.
Во-первых, это психические процессы. Среди них выделяют те, с помощью которых человек познает мир (познавательные процессы : ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также может выражать свое отношение к миру, управлять собственными действиями (эмоционально-волевые процессы : эмоции, чувства, воля).
Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.).
Они определяют как ситуативное , так и устойчивое (т.е. типичное для конкретного человека) поведение. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .
Психология, как любая наука, исследует определенный круг вопросов. Главные из них:
Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);
Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);
Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);
Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);
Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);
Как управляет собственной психикой и поведением (исследование воли, процессов саморегуляции);
Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.
Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.
На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х. фон Вольф.
Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот этап продолжается до второй половины 19 в. В конце 19 в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной экспериментальной наукой.
На третьем этапе (начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение). Создатель этого научного направления, американский психолог Джон Бродэс Уотсон, полагал, что психология должна изучать только то, что можно непосредственно наблюдать, т.е. поведение , которое и предлагалось рассматривать в качестве предмета психологии. Поведение человека и животных может быть объяснено исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями на организм физических раздражителей (стимулов) и также непосредственно наблюдаемыми ответами организма (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма: «стимул → реакция» (S-R). Развитие бихевиористских идей привело к созданию необихевиоризма (Э.Толмен, Р.Скиннер) и социального бихевиоризм (А.Бандура, Дж.Роттер).
В 20 в. возникает еще ряд направлений психологической науки, каждое из которых имеет свой собственный предмет исследований. К ним относятся психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.
Психоана́лиз (глубинная психология) – психологическая теория, разработанная в конце 19 - начале 20 в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ развивался в различных направлениях Альфредом Адлером (индивидуальная психология), Карлом Юнгом (аналитическая психология), а позднее Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Гарри Салливаном, Жаком Лакан и др. (нео-фрейдизм). Основные положения психоанализа: 1) человеческое поведение, опыт и познание во многом определяются инстинктами, внутренними и иррациональными влечениями; 2) эти влечения бессознательны, попытки их осознания приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 3) индивидуальное развитие во многом определяется событиями раннего детства; 4) конфликты между сознанием и бессознательным (вытесненными из сознания фактами, воспоминаниями и т.п.) могут приводить к психическим нарушениям (невроз, страх, депрессия и т.п.); 5) освобождение от влияния бессознательного может быть достигнуто через его осознание (например, при поддержке психоаналитика).
г ештальт-психология была создана немецкими психологами Максом Вертгеймером, Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером в первой трети 20 в. Согласно гештальтистам, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не как сумма отдельных элементов, а как гештальты (целостные образы, структуры). При этом свойства гештальтов не равны сумме свойств их элементов. Так, восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.
Гуманистическая психология (нач. 60-х гг. 20 в.) – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая стремится к самоактуализации, т.е. максимальной реализации заложенных в человеке возможностей. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Роло Мэй, Джеймс Бьюдженталь. Основное положение гуманистической психологии: человек творит самого себя, он обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.
Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные (познавательные) процессы. Данное направление возникло в США в 50-60 гг. 20 в. и основывается на аналогии между преобразованием информации в компьютере и процессом познания у человека («метафора компьютера»). Исследования когнитивных психологов обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Основными представителями этого направления являются: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер и др.
Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики. Пример.
Задачи психологии
Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).
Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.
Основные отрасли психологии
Основу психологической науки составляет общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она стала базой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:
Дисциплина |
Что изучает |
Возрастная психология |
Развитие психики на протяжении всей жизни человека |
Педагогическая психология |
Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности |
Социальная психология |
Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.) |
Психология личности |
Психологические особенности личности |
Психогенетика |
Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека |
Дифференциальная психология |
Индивидуальные различия в психике |
Психодиагностика |
Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений; |
Специальная психология |
Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией |
Зоопсихология |
Психику животных |
Музыкальная психология |
Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов |
Психология творчества |
Психологические аспекты творчества |
В наше время также успешно развиваются, психология бизнеса , психология спорта , психология танца, военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.
Психология. Краткий конспект лекций
Конспект
Психология и эзотерика
Краткий конспект лекций. Психология Складановская М.Г. ст. преподаватель кафедры философии Тема. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУК. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛО...
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
3259. | Техническая эксплуатация систем горячего водоснабжения | 64.5 KB | |
Техническая эксплуатация систем горячего водоснабжения Назначение, классификация и устройство систем горячего водоснабжения зданий. Техническое обслуживание и ремонт систем горячего водоснабжения зданий. Назначение, классификация и устройство сист... | |||
3260. | Обжиг сырьевой смеси | 57.5 KB | |
Обжиг сырьевой смеси Для обжига сырьевой смеси как при мокром, так и при сухом способе производства почти исключительно применяют вращающиеся печи. При сухом способе производства иногда используют шахтные печи. Длина современных вращающихся печей пр... | |||
3261. | Демократия как политический режим | 39.66 KB | |
Сущность демократического политического режима В переводе с греческого демократия означает власть народа (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом... | |||
3262. | Сущность права | 59.76 KB | |
Одним из важнейших признаков права является формальная определенность, характеризующая его ясность, недвусмысленность, точность, структурированность, устойчивость во времени и по кругу лиц. Если эти качества не обеспечиваются, то возникает... | |||
3263. | Повышение мотивации труда | 121.54 KB | |
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте. | |||
3264. | Европейский Союз: особенности формирования, этапы и перспективы развития | 74.19 KB | |
Закономерным результатом развития международных экономических отношений, а именной международной торговли и международного движения факторов производства, стала экономическая интеграция, являющаяся особым этапом интернационализации хозяйст... | |||
3265. | Возникновение планетных систем и земли | 96.38 KB | |
Согласитесь, сегодня человек, в какой бы самой отдаленной области науки или народного хозяйства он ни работал, должен иметь представления, хотя бы общее, о нашей Солнечной системе, звездах и современных достижениях астрономии. Сравнительное... | |||
3266. | Агрессия как социально-психологический феномен | 60.36 KB | |
Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятен... | |||
3267. | Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства | 53.74 KB | |
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических... | |||
ЧЕРНОЖУК Ю.Г.
модуль 1//Психология -наука о психике, психических явлениях и процессах
Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.
Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).
Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .
Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:
Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);
Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);
Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);
Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);
Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);
Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);
Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.
Из истории развитияпредмета психологии
Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.
На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».
Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.
На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.
Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической наукисоставляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).
Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).
Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.
Методы психологических исследований
Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.
Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.
Виды наблюдения.
Для него характерно многообразие подходов к сущности психики превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания обслуживающую интересы практической деятельности человека. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности излишнем сближении психики животных и человека игнорировании процессов сознания высших форм научения творчества самоопределения личности и пр....
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
10508. | Конспект лекций по психологии для иностранного студента | 54.6 KB | |
Объекты человек и животное а предмет конкретные факты психической жизни которые характеризуются качественно и количественно психологические законы закономерности механизм психической деятельности. Сознание высшая интегрирующая форма психики результат общественноисторических условий и формирования человека в деятельности при постоянном общении с другими людьми. Очень популярны анкеты тесты и анализ творческой деятельности. Изучает особенности трудовой деятельности человека. | |||
5973. | История Отечества, курс лекций│ Конспект лекций по истории Отечества | 391.13 KB | |
Конспект лекций по истории Отечества охватывает историю России начиная с древнего периода до наших дней. Актуальность изучения истории и прежде всего истории своего народа своего Отечества проявляется во-первых в необходимости разобраться в современных событиях опираясь на прошлый опыт; во-вторых в возможности предвидеть будущее развитие уяснив исторические закономерности и... | |||
10576. | Социология: конспект лекций | 167.86 KB | |
Конспект лекций представляет собой подбор материала по курсу «Социология», охватывает основные темы программы. Издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений. Книга станет отличным помощником при подготовке к зачету или экзамену, а также для написания курсовых и контрольных работ. | |||
10958. | Логистика: конспект лекций | 83.72 KB | |
Деятельность в области логистики многогранна. Как свидетельствует мировой опыт лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот кто компетентен в области логистики владеет ее методами. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики повысит эффективность учебного процесса. Понятие и сущность логистики. | |||
19270. | Политология, конспект лекций | 51.38 KB | |
Политология как наука Сама структура слова политология указывает на то что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисами вполне конкретным политическим образованием известным из античной истории. Мыслитель определил логос как универсальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм бытия тождественную первостихии огня как судьбу подчиняющую себе даже богов. Как и всякая наука политология не появилась в более или менее завершенном виде а складывается и развивается при превращении различных форм знания в... | |||
5888. | Метрология, конспект лекций | 241.26 KB | |
Оценки результата измерения. Введение Наша жизнь постоянно связанна с измерениями. Это можно обеспечить лишь путем измерения параметров характеризующих отдельные участки технологического процесса. Метрология как наука охватывает круг проблем связанных с измерениями. | |||
10956. | Философия: конспект лекций | 138.23 KB | |
Главное назначение мифа не в том чтобы дать человеку какоето знание а в том чтобы оправдать существующий порядок вещей. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том что характеризуется вопервых субстанционализмом т. стремлением обнаружить во всех явлениях мира чтото постоянное и неизменное; вовторых универсализмом т. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное отбросив второстепенное. | |||
5985. | Статистика, конспект лекций | 347.96 KB | |
Общее представление о статистике, ее историческое развитие. Предмет и задачи изучения статистики. Статистические закономерности и закон больших чисел. Статистические совокупности. Признаки в статистике и их классификация. Статистические показатели. Системы статистических показателей. | |||
10326. | Рынок ценных бумаг, конспект лекций | 66.43 KB | |
Конечно, решения о сбережениях и решения об инвестициях принимаются по разным причинам. Люди делают сбережения, чтобы обеспечить будущее себе и своим детям и чтобы повысить уровень жизни с течением времени. Предприниматели инвестируют деньги, приобретая капитальные активы (здания, заводы, оборудование) в целях производства и в расчете на получение прибыли в будущем | |||
1703. | Конспект лекций по «Основам охраны труда» | 8.81 MB | |
Охраны труда Конспект лекций по Основам охраны труда Для студ. В соответствии с этой статьёй государство даёт гарантии каждому своему гражданину на надлежащие безопасные и здоровые условия труда и на заработную плату не ниже той которая определена законом. Таким образом в Конституции за государством закреплена забота об условиях труда его научной организации и это является одним из основных направлений его политики. Проблемами связанными с обеспечением здоровых и безопасных условий труда зани мается охрана... |