Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические). Морфологические средства выразительности теория выразительность Морфологическая выразительность
1. Ошибки, связанные с употреблением имен существительных.
2. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм.
3. Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.
4. Ошибки, связанные с употреблением числительных, местоимений.
Ошибки, связанные с употреблением имен существительных. Морфология – раздел грамматики изучающий грамматические свойства слов, т. е. грамматические значения средства выражения грамматических значений, грамматические категории.
Морфология нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи.
Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать её.
Самую большую группу составляют варианты, использования которые ограниченно функциональным стилем или жанром речи.
В разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней, вместо у нее, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической норы.
1.Существительные, заканчивающие свою основу звуками -ин- в родительном падеже имеют нулевое окончание, это:
а) слова, обозначающие принадлежность к той или иной нации, например: грузин, абазин;
б) отношение к определенной территории, например: южан, северян, волжан
Есть слова, которые нельзя подвести под то или иное классифицированное определение, например: валенок, сапог, чулок, пагон, партизан, солдат, вафель, качерг, мокорон, простынь, блюдец, полотенец, жабер.
Но: носков, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов, гектаров, граблей, яслей, свечей, консервов, прогонов, финансов, будней, греков, гуцулов, курдов, эскимосов.
В предложном падеже требуют запоминания следующие случаи: многие слова мужского рода, 2 склонения, имеющие значения «неодушевленности» получают окончание у вместо распространенного е в предложном падеже единственного числа. Если предлог в или на указывает на место, время, образ действия, например: в услугу, в снегу, в лесу, в носу, на спирту, в спирту. Однако предложный падеж может выражаться и вариативно. Например: в цехе – в цеху, отпуске – отпуску, на ветре – на ветру. В деловой научной речи окончание е , а в разговорной у .
В творительном падеже: дверьми (разг.) – дверями (лит.), лошадьми (разг.) – лошадьми (лит).
Можно отметить и «застывшие формы»: лечь костьми, гордиться своими сынами и дочерьми.
2. Существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.
Именительный падеж.
При выборе окончания –а (я) или –ы (и)следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:
А (-я-) – бега, доктора, корма, купала, кучера, сторожа, терема;
Ы (-и-) – аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, тракторы, фельдшер.
Иногда окончания указывают на смысловые различия:
Кондукторы – приспособления в технике;
Кондуктора – работники транспорта.
Слово бухгалтер в именительном падеже, множественного числа имеет только форму с окончанием – ы . Бухгалтеры!
Употребление форм числа. Вещественные существительные сахар, топливо масло, нефть, мрамор употребляются в форме единственного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мрамора. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления. В некоторых случаях одна из форм нарушает норму литературного языка неправильно, туфля, а туфля с ударением на первом слоге правильно.
Категория рода: В русском языке немало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов. Каковы они?
Во-первых, в русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или (значительно реже) существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, парламентер, прачка, няня, модистка, маникюрша, повитуха, бесприданница, кружевница, швея мотористка, президент, посол, кандидат наук, дипломат.
Во-вторых, существуют названия, как мужского рода, так и женского оба они нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса.
В-третьих, образованы обе формы и мужского и женского рода, но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской.
Так, слова профессорша, докторша, имеют значение – «жена профессора», «жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными. Родовые параллели кассирша, сторожиха, бухгалтерша, контролерша, лаборантка, вахтерша, билетерша, квалифицируются как разговорные, а врачиха как просторечная.
Затруднения возникают в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о женщине, а нейтральная параллель женского рода в языке отсутствует. Такие случаи все увеличиваются. По свидетельству ученых, число наименований, не имеющих женской родовой параллели, с каждым годом увеличивается, например: космофизик, телекомментатор, телерепортер, бионик, кибернетик и др., в то время как эту должность может занимать женщина.
Какой же выход находит говорящие и пишущие? Как отвечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, в деловой переписке все чаще и чаше используется синтаксическое указание на лица. Иногда при существительных мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: Врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считается допустимыми, не нарушающими норму литературного языка. Употребление существительных мужского рода не имеющих словообразовательной параллели женского рада как наименование женщине, предлог тому что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева – молодая физик Яковлева.
В частотно-стилистическом словаре вариантов «грамматическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письменной строго-официальной или нейтральной деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер- министрИндии Индира Ганди.
Наиболее часты грамматические ошибки связаны с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, но ведь существительное рельса, шампунь – мужского рода, (лит.в) сред. род. – разг., мозоль – женского рода, манжета – женского рода, сандалия женского рода, занавес – мужского рода, туфля – женского рода, бандероль – женского рода, балерина – солист балета, танцовщик, артист балета, машинистка - женского рода – переписчик на машинке.
Нарушение грамматической нормы связанно с употреблением в речи предлогов. Предлоги из-за и благодаря.
Предлог благодарясохраняет своё первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить. У потребляются для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины, употребление этого предлога не желательно: не пришел на работу благодаря болезни, в данном случае правильно – из-за болезни.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляется только с дательным падежом.
Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм .
Недостаточные глаголы: победить, убедить, очутиться, чудить. Имеют недостаточно структурных признаков для образования глаголов 1 лица, единственного числа. В связи с этим, данная форма образуется через описательные выражения: я смогу победить, я могу очутиться, я тебя убедила и т. д. Изобилующие глаголы: двигает – движет, полоскает – полощет, махает – машет, колыхает – колышет и др.
Глаголы кушать и есть являются примером сложности стилистической системы русского языка. Глагол кушать не употребляется ни в первом, ни в третьем лице, возможно только повелительное наклонение типа «Кушать подано», «Кушайте на здоровье».Этот глагол возможен в обращении к детям как выражение нежности и ласки.
Первая форма – разговорная, а вторая – литературная. Лаг – лож. Корень лож без приставки не употребляется: одолжи, вместо займи денег.
Сохнул промокнувший; нормой является выпадение суффикса ну во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов, промокнуть – промок, промокший.
Деепричастие совершенного вида сосновой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом в, и с суффиксом вши (например: послушавши, недоглядевши).
Формам на вши присущ просторечный характер, формы на общеупотребительны: видел – общеупотребит. лит. в-т.; видал – разговорный; уведоми, закупори – разгов. в. т.; уведомь, закупорь – книж. в. т.
Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных. Именно краткие формы превосходной и сравнительной степени прилагательных наиболее «уязвимы» и являются «напряженными» точками в орфоэпии.
Речевые ошибки.
а) Девушка была высокая, красивая и весела. В одном роду употреблены полная и краткие формы.
б) Мой брат более старше меня, учится он хорошо. Более старше – выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня.
В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения. Следовало сказать: Брат способней и умней меня.
Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.
Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретныйпризнак: Мысли ясны, девочка красива.
Полные формы прилагательных употребляются обычной в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.
Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: Девочка красивая (вообще) девочка красива (в данный момент).
Полные и краткие формы прилагательных могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).
При образовании кратких форм прилагательных с безударными – енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен; торжественный – торжествен, торжественен.
В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительными является усеченная форма (на ен ). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимическими формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).
Похожая информация.
Характеристика выразительного потенциала морфологии
Морфологические средства, в отличие от синтаксических и лексических, содержат значительно меньше эмоционально-экспрессивных окрасок и значительно меньше отклонений от общеязыковой нормы, ибо морфологический уровень языка проявляет большую устойчивость по отношению к разным функциональным стилям, разным жанрам и типам речи (устной, письменной).
Особенности морфологического строя немецкого языка в аспекте стилистики, как любого другого, проявляются, прежде всего, в количественном распределении тех или иных морфологических структур и форм в функциональных стилях, а также в «привязке» отдельных морфологических форм к определенному функциональному стилю.
Разная степень частоты употребления тех или иных морфологических форм связана с их принадлежностью к письменно-книжному или устно-разговорному типу речи. Так, в письменной речи более активны существительное и прилагательное, поэтому такая организация речи называется «номинативным стилем» (der Nominalstil). В устной речи и некоторых видах художественной речи (имитирующих, например, кинематографическую манеру) преобладает глагол, отсюда такая организация речи именуется «глагольным стилем» (der Verbalstil). В письменной речи довольно активны числительные, краткие прилагательные, в устной - более активны, чем в письменно-книжной, качественные прилагательные, местоимения, модальные и эмоционально-экспрессивные частицы, междометия. Что касается «привязки» отдельных морфологических структур к функциональным стилям, то можно отметить лишь такие случаи: опущение артикля в газетных заголовках, использование повелительного наклонения в рекламах.
Морфологические формы в парадигме имеют только денотативное значение, и вне контекста их нельзя квалифицировать как стилистические, ибо они являются общеупотребительными во всех стилях и разновидностях речи. Выразительные ресурсы морфологических структур не столь велики, их бедность компенсируется активностью функциональной транспозиции словоформ, которая составляет основу стилистических приемов в области морфологии.
Морфологические приемы создания выразительности
Стилистико-морфологические приемы могут создаваться путем нарушения дистрибуции морфем в составе слова или морфологической структуры, они не столь продуктивны и связаны преимущественно с индивидуальным словоупотреблением.
В романе «Книга для Майи» морфологические средства выразительности использовались не часто. Несомненно, это обусловлено общей не высокой продуктивностью использования этих средств. Преимущественно они употреблялись в разговорной речи героев. Так, на основе классификации морфологических приемов, предложенной М.П. Брандес, в тексте романа мы выделили следующие приемы:
1. Транспозиция формы, т.е. перенос словоформы в сферу действия другого грамматического значения, и, следовательно, употребление этой словоформы в несвойственном ей значении. Это наиболее распространенный стилистико-морфологический прием. Функциональная транспозиция, как правило, сопровождается особой экспрессивностью и эмоциональностью, что является следствием расхождения между контекстом и грамматическим значением формы. При переносном употреблении морфологических форм их основное грамматическое значение сохраняется, контекстное же значение носит чисто функциональный характер, вследствие этого субъективно-модальные наслоения можно определить, исходя из конкретной ситуации или конкретного текста.
Функциональная транспозиция имеет место в классе местоимений, прилагательных, наречий, междометий, частиц. Однако особенно широкими транспозиционными возможностями обладает глагол, и, прежде всего сочетания временных значений глагольных форм в результате столкновения двух планов времени, один из которых выражается непосредственно глагольной формой с ее основным общеязыковым значением, а другой - речевым или ситуативным контекстом, например:
Форма глагола настоящего времени используется для обозначения действия в прошлом:
Hinter meinen Augenlidern erwarteten mich die Bilder von Philip. Sie waren so lebendig, dass sie fur einen Augenblick den Zeitungsbericht uberdeckten. Philip steht barfu? im Garten mit ausgebreiteten Armen. Er dreht sich auf einem Bergpfad zu mir um und lacht mich an. Er streckt seine Hand nach mir aus (123).
Использование настоящего времени для обозначения действия в прошлом служит для наглядного изображения, «события как бы переносятся из прошлого в настоящее, читатель «втягивается» в эти события» (Прокопович, 1969: 56). Транспозиция глагольного времени обладает образной экспрессией.
Форма глагола настоящего времени может употребляться в значении актуального будущего, т.е. действия, готового совершиться в момент речи:
«Bei mir», holte Lilly mich aus meinen Gedanken, «gibt es demachst auch eine kleine Veranderung» (15).
«Wenn sich das Wetter halt, lernen Sie die Gegend von ihrer besten Seite kennen» (19).
Форма глагола настоящего времени в устно-разговорной речи может использоваться для экспрессивного волеизъявления:
«Ich schlage vor, Sie machen gleich morgen fruh einen Test» (140).
Данный прием также обладает большой экспрессивностью, т.к. в данном случае «действие, предлагаемое или диктуемое, представляется говорящим как уже практически совершенное, это придает высказыванию бoльшую настоятельность» (Касевич, 1988: 202).
2. Использование определенного артикля при собственных именах служит известным приемом для выражения фамильярности и пренебрежительности:
Einerseits straubte ich mich innerlich, mit dieser Frau in Kontakt zu treten, andererseits wollte ich doch gern wissen, was fur eine Frau das war, mit der Philip fast funfunddrei?ig Jahre verheiratet gewesen war (174).
Und so lud ich meinen gesamten Frust uber die Begegnung mit der Stephanie bei ihr ab (178).
3. Употребление прилагательных в постпозиции по отношению к существительному. Особенно часто это происходит в разговорной речи, что придает высказыванию эмоциональность и экспрессивность:
«Es war Gewohnheit alte!» (134).
4. Использование личного местоимения в сочетании с именем собственным придает морфологической структуре разговорную окраску, зачастую с неодобрительным оттенком:
«Dein Philip gehort noch zu der Generation, die mit Telefonzellen gro? geworden ist. Er wei?, dass es sie gibt und wie man damit umgeht» (113).
Читайте также:
|
Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Морфологические средства Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. Насыщенность текста существительными, интенсивное использование разных категорий падежа, например, конструкции с творительным падежом, придают живописность, непринуждённость описания. С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы. | |
говорящие фамилии, имена | Скотинин, Простаковы, Подхалюзин |
употребление времен: будущего в значении настоящего и т. п. | Едем завтра |
многосоюзие, (полисиндетон) | И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук вальна на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминает. |
междометия | Легче тени Татьяна прыг в другие сени. И с возом бух в канаву. |
Части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, частица, междометие и др.) | имена существительные называют предметы или явления; помогают обозначать и передавать чувства и эмоции; имена прилагательные помогают обрисовать внешность героев, подчеркнуть какие-либо его качества; участвуют в создании психологического портрета персонажа; глаголы используются для передачи движения, динамики окружающего мира; передают ход действия или мыслей персонажа; междометия передают различные чувства (удивление, восторг, возмущение и др.) |
Имя существительное | 1. Обратим внимание на существительные, которые в данном тексте использованы в большом количестве. Существительные, стоящие в начале текста, определяют его тему, являясь ключевыми словами текста. (Работа по конкретному тексту) 2. Лев Васильевич Успенский утверждал: «Имя существительное – хлеб языка». С этим мнением нельзя не согласиться. В тексте ФИО существительные играют особую роль: они позволяют автору нарисовать… (создать картину…) (Работа по конкретному тексту) 3. С помощью существительных можно «изобразить» картину природы, портрет, обстановку, они создают предметный ряд… (Работа по конкретному тексту) 4. Имена существительные общего рода (трудяга, работяга, забияка) обозначают качества людей (выход на конкретный текст: зачем используются, какую характеристику дают?) 5. В тексте встречаются существительные общего рода (забияка), которые имеют ярко выраженную отрицательную эмоционально-оценочную окраску. Однако другие существительные общего рода (работяга, трудяга) не имеют отрицательной окраски. Они позволяют автору выразить свое отношение к герою: мы видим, как негативное отношение постепенно перерастает в сочувствие (выход на конкретный текст). 6. Без существительного невозможно общение, так как в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами. Почти в каждом предложении есть существительные, даже несколько (выход на конкретный текст). |
Имя прилагательное | 1) С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. 2) Писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники. (Работа с текстом) 3) В художественном тексте прилагательные выступают как источник экспрессии. 4) Обращаясь к прилагательным, автор в деталях обрисовывает внешность героя. 5) Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: 6) Прилагательные характеризуют поведение героя, в этом им помогают и глаголы. |
Местоимение | 1) За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. 2) За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. 3) Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы |
Глаголы | 1) Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. 2) Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. 3) В предложении №… особая напряжённость события передаётся с помощью приставочных глаголов совершенного вида, указывающих на мгновенность действия. 4) Глагол – необыкновенная часть речи: по частоте употребления он занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. 5) «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе», - утверждал русский писатель А.Н. Толстой. Попробуем и мы доказать эту мысль, обратившись к тексту ФИО 6) Русский писатель Алексей Югов говорил, что «глагол – самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие». 7) Глаголы придают тексту динамичность, они обозначают действия предметов, заставляют предметы ожить. Это и происходит в тексте: картина оживает благодаря таким глаголам, как (Работа по конкретному тексту) 8) Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют читателей, способствуют их объединению с персонажами. |
Причастия | 1) Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. 2) Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Так, причастия (примеры), передавая действие предмета как действие, становятся средством выразительности в тексте ФИО. 3) Использование большого количества причастий позволяет автору не только описать те чувства, которые испытывает… (работа с текстом), но и создает образ … |
Деепричастия | 1) Своеобразна в языке стилистическая роль деепричастий. Эта форма способствует смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе деепричастия, отмечали ученые, писатели. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепричастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. 2) Деепричастия выразительно передают детали, живописно рисующие действие, 3) Содействуют динамике рассказа, усиливая образность художественного повествования. 4) В тексте много предложений с деепричастными оборотами, выполняющими функцию выразительности, лаконичности, детального описания: примеры (№ предложений). Находясь в начале предложения, деепричастные обороты подчёркивают быстроту, напряжённость действия (предложение №…). Занимая позицию в конце предложения, деепричастные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием (предложение №…). 5) Употребление деепричастного оборота позволяет в пределах одного предложения указать свойства предмета, выразить различные отношения между описываемыми действиями и процессами – например, отношения следования (предложение №…) (сначала доехали, потом пошли), одновременности (предложение №…). |
Выразительные средства словообразования
Использование морфем
Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.
Например :
ПЕРЕшагни, ПЕРЕскочи, ПЕРЕлети, Пере - что хочешь –
но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи.
РАС-стояние: версты, мили...
Нас РАС-ставили, РАС-садили.
Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли.
РАС-стояние: версты, дали...
Нас РАС-клеили, РАС-паяли...
(М.Цветаева)
Приставка РАС (черточка в некоторых словах с этой приставкой - авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.
В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно - эмоциональной оценки.
Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижи-
тельность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.
Например: Дом - домИЩе, домИНа. Грязь - грязИЩа;
Морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание) | например, суффиксы субъективной оценки могут передавать отношение автора (персонажей) к предмету речи (ласковое, неодобрительное, презрительное, шутливое и др.), служить средством речевых характеристик героев |
Суффиксы | 1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет). 2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что позволяет автору выразить свое отношение к … 3) Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту) 4) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок(девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). 5) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущи др.: бородища, здоровущий . |
Приставки | 1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения . 2) Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости. Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия: 3) приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм. 4) Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов. |
Однокоренные слова | 1) помогают выделить наиболее важные понятия текста, 2) подчеркивают значимость этих понятий |
Графические средства выразительности
рубленая строка (лесенка), акростих, разрядка, курсив
ЗАДАНИЕ 4
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
Различать по значению:
При- | Пре- |
Прибывать = приезжать: прибывать в город Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Придел = часть храма Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Привратник = человек около ворот: строгий привратник Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Приставить что-либо к чему-либо Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Приуменьшить* = немного, чуть-чуть Приумножить* = незначительно, чуть-чуть | Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) Предел = конец чего-то: предел терпения Презирать = не уважать: презирать лжеца Превратное = неверное: превратное мнение Непреложный закон = нерушимый Препираться = спорить из-за мелочей Преставиться = умереть (устар.) Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения Преткнуться –споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения Преуменьшить* = во много раз Преумножить* = во много раз |
Правописание гласных букв И и Ы после приставок
1. После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.
2. После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.
Исключение: взимать.
3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.
4. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную
(ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция
Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт
Морфологические средства языковой выразительности
Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия, без имен существительных невозможно понять предмет разговора. Имена прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение. Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой. Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания. Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.
Тема урока. Морфологические средства языковой выразительности.
Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.
Задачи:
1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка
2. Изучить выразительные возможности глагола
3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.
4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.
Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Технология: проблемное обучение
Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,
Время: 90 мин.
Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)
Ход урока.
- Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)
Какой раздел курса русского мы начинаем изучать? (морфология)
Что изучает морфология? (части речи)
Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи? (учащиеся предполагают)
Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.
Догадались, какая тема урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)
Постарайтесь сформулировать цели урока.
Сформулируйте задачи урока.
Скажите, тема выразительности речи новая для нас?
Что мы изучили? (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)
Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)
Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)
Оцениваем работы, дополняем.
- Изучение новой темы.
Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических
Как вы думаете, с каких частей речи мы начнем разговор о морфологических средствах выразительности.
1)- Имени существительного и имени прилагательного.
Перед вами стихотворение в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение. Какой части речи здесь не хватает?
Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)
Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.
Проверяем, что получилось? Объясняем, почему взяли именно эти существительные.
Узнали стихотворение?
А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.
А теперь заполняем таблицу, которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.
Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)
О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?
(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)
Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).
Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?
(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)
Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).
Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.
Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.
(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).
Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.
Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.
(имя числительное)
С какой же целью мы используем в речи имена числительные?
(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)
Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)
Почему так мало местоимений?
(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)
2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?
(передает движения, действия, чувства, их изменения).
Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.
а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)
б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)
в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог причастий, падеж, род, число.
г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.
Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия
3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи и, следовательно, на весь текст?
Прочитайте текст.
Вот на бугорке мал еньк ая рощ иц а. Перепрыгиваю через овраж ек и подхожу ближе. На вет очк ах берёз вижу зелен оват ый клейкий пуш ок - будущий лист очек . Как тих оньк о теплый ветер ок раскачивает еще бледн оват ые сереж к и. А вон и пушистая сос енк а! Как её сем ечк о залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную красавицу и лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричн еват ые прошлогодние лист ик и. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?
Анализируем текст. Определите тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).
Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).
4. Рефлексия.
Сделайте выводы об особенностях выразительности частей речи.
О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)
5 . Домашнее задание .
- Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
- Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
- Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Литература
- Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
- Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.
- познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста;
- развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текста
- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову
ЗАДАЧИ УРОКА:
- привлечь внимание учащихся к способам создания художественного образа, помочь прикоснуться к тайне труда художника слова
- формировать умение делать выводы, развивать навыки работы с текстом
- развивать навыки представления результатов своей работы (презентация, защита работы)
ОБОРУДОВАНИЕ:
- школьная доска,
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- тексты художественных произведений,
- план анализа фрагмента.
ТИП УРОКА: комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности
СТРУКТУРА УРОКА:
- Введение (установление контакта с учениками, настрой на работу) 1-2 мин
- Осмысление темы урока (вспомнить основные понятия) 2-3 мин
- Работа с текстами художественных произведений, выводы по каждому этапу) 15 мин
- Самостоятельная работа в парах и представление своих выводов 5+3 мин
- Презентация учащихся о художественной выразительности служебных частей речи 4 мин
- Обобщение и закрепление темы. 4 мин
- Комментарий и запись домашнего задания 3 мин
ХОД УРОКА
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Что такое средства художественной выразительности, и какие из них мы уже неплохо знаем?
А что изучает МОРФОЛОГИЯ?
Сделайте вывод, на какой же основной вопрос сегодня мы с вами должны будем найти ответ?
МУЛЬТИМЕДИАПРОЕКТОР:
"Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения". М.Бахтин
Прежде чем мы посмотрим, КАК работает слово, вспомним, каково значение причастия. Что оно обозначает?
РАБОТА С ТЕКСТАМИ.
РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ С.МАРШАКА "ЛАНДЫШ"
Проведем небольшое статистическое исследование:
- 1 вариант подчеркните в тексте все причастия (одиночные и с зависимыми словами)
- 2 вариант - прилагательные, подсчитайте их.
ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?
Вывод записывается в тетради: использование в стихотворении С.Маршака "Ландыш" большого количества причастий не только описывают ощущение от прихода весны, того, что распускается цветок, но и создает образ цветка, удивительно нежный и хрупкий: "природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист:".
РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД"
(текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей)
Чтение (про себя, затем вслух)
Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? (деепричастие)
- Какой художественный эффект достигается этим? (вспомните, что обозначает деепричастие - "дорисовывает" действие, обозначает добавочное действие)
- Почему стихотворение записано лесенкой?
- Какие звуки в нем преобладают?
Вывод: использование в стихотворении большого количества деепричастий рисует нам динамичный, быстрый, стремительный образ водопада. Намеренное построение автором стихотворения лесенкой помогает и зрительно, и на слух представить водопад, аллитерация (звуки Р. Ш, Ж, Б.Л "озвучивает" текст.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОТРЫВКОМ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА.
(дать карточки с вопросами, работают в парах. -5 минут. Зашита своей работы 3 мин) группа №1 , №2
- Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом?
- Объясните значение слов млея, понежиться.
А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля)
Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые. Сколько основ в этом предложении?
Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.
Группа 1.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
- Определите, какое время суток изобразил поэт По каким признакам вы догадались об этом?
- Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении.
- Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
- Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа?
- Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? (покоя, затишья, безветрия)
- Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается" (звеня).
- А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля
Группа 2
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
- Определите, какое время суток изобразил поэт.
- Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
- Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов?
- Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые.
- Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.
Вывод: (запись в тетради) Использование деепричастии и деепричастных оборотов насыщает картину действием, рисует объемную картину наступающего летнего вечера.
В этом учебном году мы с вами подробно говорим и о служебных частях речи. А могут ли они, эти предлоги, союзы, частицы, быть средством художественной выразительности?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ СРАВНЕНИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ), ВЫПОЛНЕННАЯ УЧЕНИКАМИ.
Вывод: (сделать должны дети)
ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
НА КАКОЙ ЖЕ ВОПРОС МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТВЕТИТЬ СЕГОДНЯ?
Каким будет ваш ответ.
ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
В качестве домашнего задания я хотела бы предложить вам любой вид работы, тот, что интереснее.
Сочинение на лингвистическую тему " Как красиво работает слово в художественном тексте"
Презентация "Морфологические средства выразительности"
Словарик своих находок "Части речи украшают художественный текст"
Стих. А.Фета "Шепот, робкое дыханье..." - роль существительных в тексте данного стихотворения"
Свой вариант домашнего задания.