Возникновение Древнерусского государства. Первые русские князья
Этногенез восточных славян и язычество
Этногенез Восточные-Северо Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гуннысменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел.на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит.объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.Норманская теория . По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Рюрика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Теория образования Древнерусского государства
Теории образования древнерусского государства.
I. Норманнская.
В основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов "за море", но лишились при этом относительно централизованной власти, что привело к междоусобице. Тогда славяне и угро-финны решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их конунгу Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Рюрик сел княжить в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Дело было в 862 г. Через два года братья скончались и Рюрик стал править единолично. В 882г преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Есть сведения, что Олег был родственником Рюрика, однако большинство историков считают его руководителем дружины и доверенным лицом конунга.
Сама норманнская теория была разработана в XVIIIв немецкими учеными Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлецером, служившими при русском дворе. Норманнисты считают, что славяне тогда еще были отсталым народом, не способным к самостоятельному историческому творчеству.
Основная сложность теории состоит в том, что доподлинно неизвестно, кто такие варяги и была ли у них самих государственность. Многие историки считают, что варягами называли скандинавских воинов, состоявших на службе у византийского императора; кое-кто полагает, что это русское племя, жившее на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
II. Антинорманская
.
В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании варягов он считал поздней вставкой. "Русь" же, по его мнению, - производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).
III. Центристская.
Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности
- процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам
- вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменскихсловен
- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.
Образование и развитие Древнерусского государства (IX–XII вв.)
Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.
Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV– III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.
Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат, продвинулись к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви , на основе которых сложились современные нации:
● западные славяне – поляки, чехи, словаки;
● южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;
● восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.
Соседями восточных славян были хазары-иудеи, создавшие государство Хазарский каганат, греки-христиане (жители Византии) и булгары-мусульмане (Волжская Булгария).
VII–VIII вв. – разложение родоплеменного строя и складывание крупных племенных союзов, что предшествовало появлению государства у восточных славян. Племенные союзы (названия связаны с местами расселения): поляне (Киев), древляне, дряговичи, кривичи (Смоленск), ильменские славяне (Новгород) и т.д.
Основа хозяйства – земледелие (залежное и подсечно-огневое), скотоводство, охота (получение пушнины), бортничество, рыболовство, военное дело и разные виды ремесел.
Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, просуществовавшее с конца IX в. (882 г.) до 30-х гг. XII в. (1132 гг.).
Основные теории образования древнерусского государства
Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII–VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной к соседской общине и складывается имущественное неравенство.
К концу VIII в. определилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород . Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.
По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две основные теории: норманнская и антинорманнская .
Норманнская теория была создана немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги ) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.
Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи
«Повесть временных лет» , написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором , о
легендарном призвании варягов в Новгород :
В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ
славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.
В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик , Синеус и Трувор. Однако есть версия, что слова
«Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и, следовательно, в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.
Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.
После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.
Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они
«не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.
Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманнисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.
В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманнскую теорию , согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс было минимальное.
Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:
Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может.
Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.
В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.
В-четвертых, уже в VII–VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально- экономический уровень славян был выше, чем у варягов.
Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.
Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе, и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти
лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей . Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584–1598 гг.) называли себя Рюриковичами . Это была первая правящая династия в России (862–1598 гг.) .
Невозможно точно сказать, когда именно появилось Древнерусское государство, в наше время ученые не могут назвать точную дату. Разные группы историков называют несколько дат, но многие из них сходятся к одному — появление Древней Руси можно датировать IX веком. По этой причине известно несколько разнообразных теорий происхождения древнерусского государства, каждая теория по своему уникальная и старается привести доказательства о своей версии возникновения великого государства.
Происхождение древнерусского государства кратко
В знаменитой «Повести временных лет» написано, что Рюрика с братьями затребовали на княжение в Новгород в 862 году. Поэтому эта дата стала для многих ученых началом возникновения Древней Руси. На престолы сели варяжские князи:
- Синеус — в Белозере;
- Трувор — в Изборске;
- Рюрик — в Новгороде.
Через некоторое время князю Рюрику удалось соединить все земли воедино.
Князь Олег в 882 году захватил Киев, с его помощью он смог объединить важнейшие группы земель, а в будущем присоединил и остальные главные территории. В этот период по причине объединения земель восточных славян они смогли превратиться в большое государство. Поэтому, по мнению большинства ученых, формирование древнерусского государства относится к IX веку.
Самые известные теории происхождения древнерусского государства
Норманская теория
Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).
Антинорманская теория
Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.
Компромиссная теория
Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский. Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город. После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.
Ирано-славянская теория
Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.
Индо-иранская теория
Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».
причины : экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» - торговом водно-сухопутном пути, функционировавшем в VIII-XI вв. и соединявшем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.Предпосылки образования государства у восточных славян: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развития промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян» , являвшаяся союзницей Византии.
Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле , возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода . Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).
В XVIII в. сложились теории образования Древнерусского государства . Согласно норманнской теории государство Русь создано норманнскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманнской теории считали, что определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).
Норманская теория
Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора . Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. -Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое современными историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.
Другие теории (славянская и центристская )
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории , объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным . Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира.
Образование государства Русь или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Центры древнерусского государства
Русь происходило на основе двух центров : южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода .
Первым князем Новгорода был Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором. С 879-912 гг. правил Олег , объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), заключил договор в 911 г. с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.
В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье - ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию , где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь , ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника , являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины - княжьи мужи). Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).
После объединения славянских племён в Древнерусское государство все люди в нём начинают составлять единое общество. Однако, как и во всех других странах, это общество не было однородным и подразделялось на различные категории и слои в зависимости от того, чем занимались люди.
Конспект урока «Образование Древнерусского государства «.