Т рибо психология внимания. Моторная теория внимания Т
Т. Рибо. Непроизвольное внимание – естественное, природное;произвольное (искусственное) внимание есть продукт искусства воспитания, дрессировки увлечения чем-нибудь. Произвольное внимание привито к вниманию непроизвольному или естественному и из него черпает условия для своего существования. В непроизвольном внимании объект действует на субъект с помощью внутренних, присущих ему свойств. В произвольном же внимании субъект действует на объект с помощью внешних, т.е. добавочных сил. Добавочной силой является цель. Цель появляется не в силу случайности или обстоятельств. Она составляет предмет желаний или выбора. Цель принимают или ей подчиняются. Субъект должен приспособиться к этой цели, найти средства для поддержания внимания, что всегда сопровождается чувством некоторого усилия.
Произвольное и непроизвольное внимание – две противоположности. Если в непроизвольном внимании требуется наибольшее притяжение, то в произвольном внимании – наибольшее сопротивление.
Процесс произвольного внимания сводиться к следующему: необходимо искусственно сделать привлекательным то, что по своей природе непривлекательно, придать интерес вещам, которые сами по себе не интересны. Слово интерес в этом плане – аффект, эмоция. Только здесь эмоция, чувство, поддерживающее внимание, приобретенное, добавленное и не является непроизвольным.
Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь искусственно, насильно, под влиянием воспитания. Причем все равно исходит ли это воспитание от вещей или от людей. Пример: ребёнку не интересно читать, ему интересны картинки, он пытается узнать, что на них. Взрослый: «Когда научишься читать – узнаешь». После нескольких разговоров ребенок покоряется и даже читает с увлечением. Чтение – процесс не имеющий интереса непосредственно, но имеет интерес опосредованный, т.е. через чтение можно узнать содержание.
Внутренний механизм произвольного внимания. Произвольное внимание вызывается по требованию обстоятельств и, как и всякое другое состояние сознания, произвольное внимание должно быть удержано. Пример: если ученик, не интересующийся математикой, вспоминает, что ему нужно решить задачу, то это состояние сознания. Но если он садится и продолжает решать задачу, то это состояние произвольного внимания как задержка сознания. Эта задержка связана с работой ЦНС.
Т. Рибо ориентировался на принципы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах психики. Он одним из первых использовал на практике рефлекторную теорию психики Сеченова.
Когнитивистские теории внимания. У . Найссером .
Проблема предвнимания рассматривается представителем американской когнитивной психологии У . Найссером .
Внимание – направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации. Информация поступает на ограниченную часть наличного входа распознающих устройств, в том числе речь идёт и о человеке. Когда распознающее устройство воспринимает всё входное поле как отдельную единицу, всегда есть вероятность его перегрузки при предъявлении одновременно нескольких объектов. Поэтому люди, животные и другие распознающие системы должны обладать способностью делить информацию на входе на адекватные части, т.е. они должны обладать способностью фокусировать внимание на переработке за один раз лишь части информации, как если бы эта часть была целым. Без этой способности система была бы беспомощной в мире реальных объектов. Этот процесс (выделение части из целого) связан с вниманием. Такое представление о внимании заключает в себе важное допущение, оно означает, что не все познавательные процессы включают в себя внимание.
Должно существовать предвнимание. Найсер выделяет два типа процессов предвнимания:
1 тип необходим для разделения входа на те части, на которые затем будет направлено внимание. В зрительной системе - это процессы выделения фигуры из фона, тоже в слуховой и сенсорной системе. Эти механизмы врожденные.
Кроме механизмов разделения существует и 2-ой тип предвнимания – это предшествующие вниманию процессы бдительности, настороженности, действующие одновременно с вниманием и независимо от него.
Предвнимание как разделение на входе необходимо потому, что поступающие стимулы должны обрабатываться тщательно, для того, чтобы определённые критические стимулы, важные стимулы не остались незамеченными. Для этого необходимо переключение внимания на тот участок среды. Откуда поступают потенциально важные стимулы.
Выводы по зарубеж. теориям: Обзор зарубежных теорий внимания, представленный выше, демонстрирует тот факт, что внимание чаще всего пытались свести к чему-нибудь другому: к эмоциям, к апперцепции, к организации сознания, к психической активности вообще и деятельности различения в частности или просто к мышечному усилию, как к источнику дополнительной интенсивности, т.е. внимание в качестве самостоятельного процесса никогда не признавалось. Постоянное сведение внимания к чему-нибудь другому привело к тому, что в 20 в. в одних случаях внимание отрицалось (гештальтпсихология), а большинство психологов стали определять внимание как направленность в любой деятельности субъекта на объект и сосредоточение на нём усилий для выполнения деятельности.
До сих пор очень много занимались результатами внимания и весьма мало его механизмом. Именно эту последнюю сторону вопроса я намерен сделать предметом настоящего труда. Взятый даже в таких тесных рамках, вопрос о внимании представляется крайне важным, служа необходимым дополнением к теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если предлагаемый труд сколько-нибудь послужит к уяснению указанного пробела в современной психологии и вызовет у других желание заполнить его, цель наша будет достигнута.
Не задаваясь пока намерением определить, что такое внимание, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предположение, что каждый с достаточною ясностью понимает значение этого слова. Гораздо труднее указать те границы, где начинается внимание и где оно кончается, так как оно заключает в себе все ступени, начиная от мимолетного внимания, уделенного жужжащей мухе, до состояния полного поглощения занимающим нас предметом. Сообразно с требованиями правильного метода наше изучение должно быть направлено на те случаи, которые представляются наиболее резкими, типичными, т. е. на те, которые отличаются одним из двух следующих признаков: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоих этих признаков внимание достигает своего maximum"а. В отдельности продолжительность внимания приводит к тому же результату путем накопления: примером может служить тот случаи, когда при свете нескольких электрических искр нам удается прочесть слово или разглядеть лицо. Точно так же действительна сама но себе и интенсивность внимания: так, например, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить наряд соперницы. Слабые формы внимания не представляют для нас подходящего материала, и во всяком случае не с этих форм должно быть начато его изучение.
Задача этого исследования состоит в том, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующие положения:
Внимание является в двух существенно различных формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное, другая - внимание произвольное, искусственное.
Первая, позабытая большинством психологов, есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключительно служившая до сих пор предметом их исследований, представляет собой лишь подражание, результат воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно па внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации.
В обеих своих формах внимание не представляет собою «чисто духовного акта», совершающегося таинственным и неуловимым образом. Механизм его неизбежно должен быть признан двигательным , т. е. действующим на мускулы и посредством мускулов же главным образом в форме известной задержки. Таким образом, эпиграфом к настоящему исследованию может служить фраза, сказанная Маудсли: «Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и ко вниманию».
Как в той, так и в другой форме внимание есть состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, так как оно находится в противоречии с основным условием психической жизни - изменяемостью. Внимание есть состояние неподвижное. Всякому из личного опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, в особенности при неблагоприятных обстоятельствах, то вызывает постоянно возрастающую неясность мыслей, затем полное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокружением.
Эти легкие, мимолетные помрачения мыслей указывают на существующий антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью. Что внимание стремится к единству сознания, составляющему его сущность, об этом еще яснее свидетельствуют резкие случаи болезненного его проявления, которые мы намерены исследовать ниже, как в хронической их форме, т. е. в форме так называемых idees fixis, так и в их острой форме - в состоянии экстаза.
Теперь, не выходя из круга общих вопросов, мы можем определить внимание с помощью этого резкого признака -стремления к единству сознания.
Если мы возьмем для примера здорового взрослого человека среднего умственного уровня, то заметим, что обыкновенный механизм его духовной жизни состоит из непрерывно сменяющих друг друга внутренних процессов, из ряда ощущений, чувствований, мыслей и образов, подвергающихся то взаимной ассоциации, то взаимному отталкиванию под влиянием известных законов. Собственно говоря, это не цепь и не ряд, как часто выражаются, но скорее лучеиспускание в различных направлениях, проникающее в различные слои, подвижный агрегат, который беспрерывно слагается, распадается и вновь восстанавливается. Всем известно, что механизм этот подвергся в наше время тщательному исследованию и что теория ассоциации составляет один из наиболее твердо установленных отделов современной психологии. Мы не хотим этим сказать, что он вполне закончен; напротив, по нашему мнению, до сих пор исследователи обращали слишком мало внимания на роль аффективных состояний, служащих скрытою причиною многих ассоциаций. Зачастую случается, что одна мысль вызывает другую не в силу сходства представлений, а в силу связанного с той или другой из них аффективного состояния, обусловливающего их взаимное родство 1 . Кроме того, остается еще свести законы ассоциации к законам физиологическим, механизм психологический к механизму мозговому, который служит ему основанием; по мы еще далеки от этого идеала.
Нормальное состояние - это множественность состояний сознания или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внимание есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу одного только состояния: это моноидеизм. Но необходимо в точности определить, в каком смысле мы употребляем этот термин. Сводится ли внимание к исключительно единому состоянию сознания? Мы должны ответить на этот вопрос отрицательно; самонаблюдение показывает нам, что оно представляет только относительный моноидеизм, т. е. что оно предполагает существование господствующей мысли, стягивающей вокруг себя только то, что к ней относится, и ничего более, и допускающей образование ассоциаций лишь в ограниченных пределах, постольку, поскольку они сосредоточиваются подобно ей на одном определенном пункте. Эта господствующая мысль по мере возможности эксплуатирует в свою пользу всю наличную мозговую деятельность.
Бывают ли случаи абсолютного моноидеизма, когда сознание сводится к одному всепоглощающему состоянию, при котором механизм ассоциаций безусловно останавливается? На наш взгляд, явление это встречается в крайне редких случаях экстаза, которыми мы займемся впоследствии; но во всяком случае нужно заметить, что такое состояние может быть только мимолетным, так как, будучи поставлено вне условий, существенно для него необходимых, сознание исчезает.
Итак, внимание (чтобы не повторяться более, мы напомним, что наше исследование относится только к случаям вполне определенным и резким) состоит в том, что относительное единство сознания, представляющее частный случай, заменяет собою множественность состояний сознания и изменяемость, составляющие общее правило. Сказанного, однако, недостаточно, чтобы определить внимание. Так, например, сильная зубная боль, припадок болезни почек, интенсивное наслаждение производят временное единство сознания, которое никоим образом не может быть смешано с понятием о внимании. Внимание требует объекта; это не чисто субъективное изменение, это - познавание, известное состояние ума. Отметим этот новый признак.
Чтобы отличать внимание от некоторых состояний, к нему приближающихся, о которых мы поведем речь в пашем исследовании (например, idee fixe), следует принять в расчет приспособление организма, которым оно всегда сопровождается и из которого в значительной степени слагается, что мы и постараемся доказать. В чем же состоит это приспособление? Ограничимся пока беглым взглядом.
В случае непроизвольного внимания замечается сосредоточение всего тела па объекте внимания: глаза, уши, иногда и руки сосредоточиваются на нем; все движения приостанавливаются. Личность захвачена, то есть все стремления данного лица, вся его наличная энергия направлены к одному и тому же пункту. Приспособление физическое или внешнее служит признаком приспособления психического, то есть внутреннего. Сосредоточение есть сведение к единству, заменяющему рассеянность движений и принимаемых телом положений, которое характеризует нормальное состояние.
В случаях произвольного внимания приспособление тела часто бывает неполное, перемежающееся, непрочное. Хотя движения и приостанавливаются, но время от времени они снова появляются. Организм сосредоточивается, по это происходит вяло и слабо. Перерывы в приспособлении физическом свидетельствуют о перерывах в приспособлении умственном. Личность захвачена лишь отчасти и только по временам.
Прошу читателя извинить меня за ту неясность и неполноту, которые он заметит в этих кратких набросках. Подробности и доказательства, подтверждающие сказанное, он найдет ниже. Пока требовалось только выработать определение внимания, которое я предлагаю в следующей форме: это умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума . Эта формула может быть заменена другою: внимание есть умственное состояние исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума .
- Хорошие примеры можно найти у J. Sully: Illusions, гл. VII.
Понятие преперцепции в работах В.Джеймса
Джемс выдвинул идею селективности внимания. Для Джеймса сознание представляло из себя приспособительный акт, созданный природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание представляло из себя изменчивый, непрерывный поток функциональных актов. Поток обладает ограниченностью и выбором объектов, на который направляется, т.е. селективное свойство.
Механизмы внимания зависят от степени произвольности: непроизвольное - настройка органов чувств и т.д. – то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. Произвольное внимание – состояние преперцепции, готовность по отношению к среде. Далее см выше.
Рибо ориентировался при построении своей теории на принципы и методы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах и моторных началах психики, ее социальной природе. Рибо в своей двигательной теории предпринял попытку устранить внимание, сводя его к рефлекторным установкам.
Рибо считает, что внимание существует в двух основных, существенно различных формах: одна из них – внимание непроизвольное, естественное; другая – внимание произвольное, искусственное.
Первая есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая представляет собой лишь подражание, результат внимания, дрессировки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Произвольное внимание Рибо считает усовершенствованным аппаратом внимания непроизвольного, продуктом цивилизации.
Рассматривая непроизвольное внимание, Рибо отмечал, что внимание сопровождается физическими и физиологическими состояниями организма. Рибо особо подчеркивал значение физиологического сопровождения психических процессов, поэтому его концепцию можно назвать психо-физиологической (моторной). Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Состояние сосредоточенности сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища. Основную роль движений объяснял так: движение поддерживает и усиливает состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая внимание, всегда имеет физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а отвлечение связано с мышечным переутомлением.
Н.Н .Ланге выдвинул моторную теорию внимания, движение рассматривалось им как условие, не только сопровождающее, но и улучшающее восприятия. Воля – это импульс, предшествующий любому сознательному движению. Этот импульс не осознается человеком, осознается лишь само движение в виде сопровождающих его суммы «обратных ощущений».
При этом во внимании он выделял три основные его формы: рефлекс, инстинкт и волевую форму внимания.
Рефлективным вниманием он называл все те движения, служащие для лучшего восприятия раздражений, которые возникают как рефлексы от ощущения этих раздражений.
Инстинктивные движения отличаются тем, что между ощущением и движением вставляется особое психическое состояние, которое называется инстинктивными эмоциями или влечениями.
Волевое внимание отличается тем, что при нем цель процесса уже заранее известна субъекту. При этом необходимо отметить три особенности волевого внимания: это его иллюзорный характер, то, что почти всякий акт внимания состоит из ряда последующих друг за другом стадий, волевое внимание сопровождается чувством усилия.
Теодюль Рибо (фр. Théodule Ribot, 18 декабря 1839, Генган — 9 декабря 1916, Париж) — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии.
Учился в лицее города Сен-Бриё, а позднее стал членом его администрации. Спустя два года переехал в Париж.
В столице Франции закончил Высшую нормальную школу и получил докторскую степень в 1875 году. В должности профессора сравнительной и экспериментальной психологии работал в Коллеже де Франс. В преподавании психологии получил академическое признание во Франции.
Труды Рибо по психологии отличаются легкостью изложения, обилием строго проверенных медицинских фактов и осторожностью в выводах. Рибо — психолог-эмпирик по преимуществу; он стремится создать из психологии точную науку, в которой личные воззрения исследователя совершенно бы стушевывались.
Вместе с тем Теодюль Рибо не возводит эмпиризма в безусловный принцип и допускает и метафизику, как изыскание конечных причин, не входящее в область точных наук. Это чуждое односторонности отношение к метафизике проявляется и в «Философском обозрении» («Revue philosophique») — журнале, издаваемом Рибо с 1876 года, хотя в нем преобладает позитивное направление, но и все другие пользуются самым широким гостеприимством. В журнале помещаются работы не только французских, но и иностранных авторов — германских (Эдуард фон Гартман, Рудольф Герман Лотце, Горвич и др.), английских (Джордж Генри Льюис, Спенсер и др.), итальянских (Мантегацца), русских (Евгений Валентинович Де Роберти и Николай Яковлевич Грот).
В 1885 году Рибо основал в Париже общество физиологической психологии.
В 1886 году, для описания характерного психологического состояния при болезнях печени, Рибо предложил термин «ангедония», который используется в психиатрии до настоящего времени.
Теодюль Рибо (фр. Théodule Ribot, 18 декабря 1839, Генган — 9 декабря 1916, Париж) — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии.
Учился в лицее города Сен-Бриё, а позднее стал членом его администрации. Спустя два года переехал в Париж.
В столице Франции закончил Высшую нормальную школу и получил докторскую степень в 1875 году. В должности профессора сравнительной и экспериментальной психологии работал в Коллеже де Франс. В преподавании психологии получил академическое признание во Франции.
Труды Рибо по психологии отличаются легкостью изложения, обилием строго проверенных медицинских фактов и осторожностью в выводах. Рибо — психолог-эмпирик по преимуществу; он стремится создать из психологии точную науку, в которой личные воззрения исследователя совершенно бы стушевывались.
Вместе с тем Теодюль Рибо не возводит эмпиризма в безусловный принцип и допускает и метафизику, как изыскание конечных причин, не входящее в область точных наук. Это чуждое односторонности отношение к метафизике проявляется и в «Философском обозрении» («Revue philosophique») — журнале, издаваемом Рибо с 1876 года, хотя в нем преобладает позитивное направление, но и все другие пользуются самым широким гостеприимством. В журнале помещаются работы не только французских, но и иностранных авторов — германских (Эдуард фон Гартман, Рудольф Герман Лотце, Горвич и др.), английских (Джордж Генри Льюис, Спенсер и др.), итальянских (Мантегацца), русских (Евгений Валентинович Де Роберти и Николай Яковлевич Грот).
В 1885 году Рибо основал в Париже общество физиологической психологии.
В 1886 году, для описания характерного психологического состояния при болезнях печени, Рибо предложил термин «ангедония», который используется в психиатрии до настоящего времени.
Книги (4)
Психология внимания
Книга известного психолога, одного из основателей французской экспериментальной психологии Теодюля Рибо, посвященная исследованию внимания как психологического процесса и его механизмов.
В первой главе рассматривается непроизвольное, или естественное, внимание. Автор выявляет причину непроизвольного внимания, описывает его физические проявления, рассуждает о происхождении естественного внимания, связывая его с необходимыми условиями жизни.
Вторая глава посвящена изучению другой формы внимания — произвольного, или искусственного, внимания, которое автор определяет как усовершенствованный аппарат и результат цивилизации. Исследуются три главных периода в генезисе произвольного внимания: влияние простых чувств, влияние сложных чувств и влияние привычки.
Описываются опытные исследования произвольного внимания. Наконец, в третьей главе рассматриваются болезненные состояния внимания, среди которых автор выделяет гипертрофированные и атрофированные формы внимания, а также патологические его проявления.
Шрифт в книге на старорусском языке.
Творческое воображение
Современная психология очень ревностно и успешно изучала воображение, исключительно воспроизводящее.