Создание государственной думы российской империи. Манифест об учреждении законосовещательной государственной думы
— высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).
Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.
Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек .
Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.
Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.
Государственная Дума в Российской Империи: общая характеристика.
Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Госдумы» и Положением о выборах в Госдуму.
Согласно этим документам Госдума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.
Острыми были конфликты между Думой и правительством. При обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки.
Для преодоления возникших разногласий предлагалось сформировать коалиционное правительство . Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Госдума, проработав всего 72 дня.
Вторая Госдума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.
Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами, им были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др.
Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Правительство разогнало Вторую Госдуму, которая просуществовала 102 дня.
Третья Госдума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона - Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.
Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы - представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.
Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.
Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912г. в обстановке нового социально-политического кризиса.
Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров.
27 февраля 1917 г. императорским указом Госдума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.
Россия как страна с традиционным патриархальным укладом общества довольно долго обходилась без законосовещательного органа - Парламента. Первая Государственная Дума была созвана только в 1906 году, по указу Николая II. Такое решение было необходимым, но довольно-таки запоздалым, особенно если принимать во внимание годы появления её аналогов в других государствах. В Англии, например, Парламент появился ещё в позднее Средневековье, во Франции - тогда же. США, которые образовались в 1776 году, создали подобный орган власти практически сразу.
А что же Россия? В нашей стране всегда придерживались позиции сильной централизованной власти царя-батюшки, который должен был сам раздумывать над всеми предложенными министрами законами. Благодаря этому Первая Государственная Дума не появилась ни после Смуты, ни при ни даже при Екатерине II, которая планировала созыв органа, похожего по исполняемым функциям на Парламент. Были устроены только коллегии.
На протяжении всего XIX века сторонники (а в России таких было пруд пруди) высказывались за парламентскую систему. Согласно ей, император или министры должны были разрабатывать законопроекты, Дума бы обсуждала их, вносила правки и отправляла принятые ею документы на подпись к царю.
Однако из-за политики некоторых государей, в частности 1 Государственная Дума так в XIX веке в России и не появилась. С точки зрения правящей верхушки это было добрым знаком, потому что можно было абсолютно не волноваться о своеволии в принятии законов - все нити держал в руках царь.
И только рост протестных настроений в обществе заставил императора Николая II подписать манифест об учреждении Думы.
Первая открылась в апреле 1906 года и стала отличным портретом политической ситуации в России того исторического периода. В неё попали депутаты от крестьян, землевладельцев, купцов, рабочих. По национальному составу Дума также была неоднородна. Были в ней украинцы, белорусы, русские, грузины, поляки, евреи и представители иных этнических групп. В общем, именно Первая Государственная Дума 1906 года стала настоящим эталоном политкорректности, которой могли бы позавидовать даже сегодня в США.
Печален, однако, тот факт, что Первая Дума оказалась совершенно недееспособным политическим монстром. Причин этому две. Первая заключается в том, что Дума первого созыва стала не законосовещательным органом, а своего рода политической жертвой эпохи. Вторая причина - в бойкоте Думы со стороны левых сил.
Из-за этих двух факторов Первая Государственная Дума уже в июле того же года "докатилась" до роспуска. Недовольны этим были многие, в обществе пошли слухи из области фантастики насчёт окончательного упразднения Думы, которые, к слову, не подтвердились. Вскоре была созвана Вторая Дума, которая оказалась несколько продуктивнее Первой, но об этом уже в другой статье.
Дума первого созыва стала для российской истории своего рода точкой отсчёта демократических преобразований. Хоть она и была организована поздно, свою роль в развитии парламентаризма Первая Дума сыграла.
В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы. Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название - Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.
Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург
Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург
Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.
Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государственной Думой.
Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев - поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства.
Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.
Первая Государственная Дума
Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда революционная ситуация в стране уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы.
в Первую Думу было избрано 478 депутатов: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.
Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
— один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи;
— избирателей, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч;
— для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.
Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов». Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее. В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».
Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты.
Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).
Главным вопросом в работе I Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.
За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта - об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.
6 июля 1906 г. вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.
Вторая Государственная Дума
Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.
Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.
Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.
Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель. Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция - проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы. Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.
Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».
Третья Государственная Дума
В III Государственную Думу было выбрано правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.
Как и следовало ожидать, в составе III Государственной Думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.
Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет. В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.
За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.
Четвертая Государственная Дума
В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.
Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.
Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.
Подведем итоги
За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны.
Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.
В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.
Первая государственная Дума (1906 ). Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием Революции 1905–1907. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату – Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 2–3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю. Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А.Столыпин (до сентября 1911).
I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906 . Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.
Дума состояла из 524 депутатов.
С самого начала своей деятельности Первая Дума продемонстрировала стремление к самостоятельности и независимости от царской власти. Вследствие неодновременности выборов работа I Государственной Думы проходила при неполном составе. Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Депутаты надеялись, что с этими требованиями царь примет депутата Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л. Горемыкину. Через восемь дней 13 мая 1906 председатель Совета министров И.Л.Горемыкин ответил отказом на все требования Думы.
6 июля 1906 председатель Совета министров пожилой Иван Горемыкин был заменен энергичным П.Столыпиным (за Столыпиным сохранялся пост министра внутренних дел, который он занимал ранее). 9 июля 1906 депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери; рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту». В манифесте о роспуске Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании, теперь уже по выборам во II Государственную Думу.
Таким образом I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях правительства.
Вторая Государственная Дума (1907). II Государственная дума Российской империи просуществовала с 20 февраля по 2 июля 1907.
Выборы во II Государственную Думу проходили по тем же правилам, что и в Первую Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная компания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 охватили 32 губернии России, а в августе 1906 крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России. Царское правительство окончательно встало на путь открытого террора в борьбе с революционным движением, которое постепенно шло на убыль. Правительство П.Столыпина учредило военно-полевые суды, сурово преследовало революционеров, был приостановлен выпуск 260 ежедневных и периодических изданий применялись административные санкции к оппозиционным партиям.
В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный Закон от 9 ноября 1906 разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли.
Третья государственная дума (1907–1912). Третья Государственная Дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы.
Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии – как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.
Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.
В выборах в Третью Думу приняло участие всего 3 500 000 человек. 44% депутатов были дворяне-помещики. Легальными партиями после 1906 оставались: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного обновления. Они и составили костяк III Думы. Оппозиция была ослаблена и не мешала П.Столыпину проводить реформы. В избранной но новому избирательному закону Третьей Думе существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, и наоборот увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию.
В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок, состоялось пять сессий.
Четвертая Государственная Дума (1912–1917 ). Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.
Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя. Кадеты при выборах в IV Государственную Думу провели несколько «левых» демаршей, выдвигая демократические законопроекты о свободе союзов и введении всеобщего избирательного права. Декларации буржуазных деятелей демонстрировали оппозиционность правительству.
Правительство мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их по возможности незаметно и сохранить или даже усилить свои позиции в Думе, а тем более недопустить ее сдвига «влево».
Стремясь иметь в Государственной Думе своих ставленников, правительство (в сентябре 1911 его возглавил после трагической гибели П.А.Столыпина В.Н.Коковцев) воздействовало на выборы в тех или иных регионах полицейскими репрессиями, возможными махинациями вроде ограничения числа избирателей в результате противозаконных «разъяснений». Оно обратилось к помощи духовенства, предоставив ему возможность широкого участия в уездных съездах в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. Все эти ухищрения привели к тому, что среди депутатов IV Государственной Думы было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики; рудники, торговые предприятия, дома и др.). К интеллигенции принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.
Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством.
По национальной принадлежности почти 83% депутатов в Государственной Думе 4-го созыва составляли русские. Были среди депутатов и представители других народов России. Там присутствовали поляки, немцы, украинцы, белорусы, татары, литовцы, молдаване, грузины, армяне, евреи, латыши, эстонцы, зыряне, лезгины, греки, караимы и даже шведы, голландцы, но их доля в составе общего корпуса депутатов была незначительна. Большинство депутатов (почти 69%) были люди в возрасте от 36 до 55 лет. Высшее образование имела примерно половина депутатов, среднее – немногим более четверти всего состава членов Думы
3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.
18 декабря 1917 одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.