Социально-психологическая рефлексия и перцепция: понятие и методы исследования. Социальная рефлексия Рефлексия знания и понимания
«Познай самого себя» - это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих , возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие , а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.
Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».
Что такое рефлексия
Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего : знаний и , целей и , поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и .
Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.
Две стороны рефлексии
Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:
- когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
- эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.
Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.
Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.
Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником и . Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.
Формы и виды рефлексии
Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:
- Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и .
- Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей , внимания, . Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
- Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
- Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин .
- Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними.
Во-вторых, мы способны анализировать и свой прошлый опыт, и предвидеть возможное развитие событий, поэтому выделяют два вида рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности:
- Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации , поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
- Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, стать той , которой он сам может гордиться, а не испытывать комплекс неудачника.
Функции рефлексии
Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.
Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:
- Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или . Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
- Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
- Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
- Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
- Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.
Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.
Развитие рефлексии
Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. К ним относятся следующие:
- самоидентификация или осознание собственного «Я» и выделение себя из социального окружения;
- навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
- самоанализ как осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей , способностей, эмоциональной сферы;
- самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами и т. д.;
- самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости и т. д.
Возрастные этапы развития рефлексии
Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых. Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.
Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.
Третий этап – (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.
Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.
Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.
Как развить рефлексию у взрослых
Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Развитие рефлексии лучше начинать… с рефлексии. То есть с ответа на следующие вопросы:
- Зачем вам нужна рефлексия, что вы хотите добиться с ее помощью?
- Почему вам мешает отсутствие у вас знаний о своем внутреннем мире?
- Какие аспекты или стороны своего «Я» вы хотели бы узнать получше?
- Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете ее в деятельность?
Последний пункт особенно важен, потому что нередко познание себя сдерживается особым психологическим барьером. Человеку бывает страшно заглянуть в свою душу, и он неосознанно сопротивляется необходимости анализировать свои поступки, их мотивы, их влияние на окружающих. Так спокойнее и не приходится испытывать стыд и муки совести. В этом случае можно посоветовать такое небольшое упражнение.
Встаньте перед зеркалом, посмотрите на свое отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких тайн и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты – это я. Все, что у тебя есть, принадлежит мне. И хорошее, и плохое, и радость побед, и горечь поражений. Все это ценный и очень нужный опыт. Я хочу знать его, я хочу использовать его. Не стыдно совершать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Осознав их, я смогу все-все исправить и стать лучше». Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.
Заниматься развитием рефлексии нужно ежедневно, например, вечером, анализируя все, что произошло за день, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные поступки. В этом случае очень помогает ведение дневника. Это не только дисциплинирует и упорядочивает рефлексивный процесс, но и помогает избавиться от негатива. Ведь вы из своего сознания переносите на бумагу все тяжелые мысли, сомнения, и тем самым освобождаетесь от них.
Но не следует слишком увлекаться самокопанием, выискивая негатив. Настройте себя на то, что положительного, позитивного всегда больше, ищите этот позитив, анализируя прошедший день, снова переживайте его. Поругав себя за ошибку или небрежность, обязательно полюбуйтесь своим хорошим поступком, любым своим успехом, пусть на первый взгляд он кажется не слишком значительным. И не забывайте хвалить себя.
Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.
Понятие рефлексия произошло от латинского reflecto, что означает обращение назад, размышление. Такой феномен как рефлексия имеет множество определений, каждое из которых уникально.
Рефлексия – это способность человека направлять собственные мысли на свое сознание, продукты своей поведенческой активности, накопленные знания и умения, а также на поступки, которые уже совершены или планируются быть совершенными в будущем. Проще говоря, рефлексия – умение заглянуть внутрь собственного подсознания и оценить собственные шаблоны поведения, эмоциональное реагирование на окружающих, принятие решений. Рефлексировать – значит фокусироваться на собственном «Я» и осмысливать его содержание.
Рефлексивность – умение личности выходить за грань собственного «Я», размышлять, заниматься самоанализом и делать соответствующие выводы из этих размышлений. Сравнение своей личности с другими – способность критически и адекватно взглянуть на себя чужими глазами, как бы со стороны.
Теперь становится понятно, что такое рефлексия, для чего она нужна и чего можно добиться, развивая у себя это качество. Бешеный темп современной жизни оставляет человеку мало времени на обдумывание своих действий и познание собственного внутреннего мира. Между тем, умение проводить самоанализ и обдумывать собственные ошибки – крайне важно для развития полноценной, самодостаточной личности. В ходе развития навыков рефлексирования человек может научиться осознавать свою уникальность, отличие от окружающих людей, формировать свои мысли, цели и предназначение в этом мире.
Понятие в философии
Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.
Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.
Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.
Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.
Психологическое понятие
Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.
Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.
В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.
Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.
Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:
- оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
- очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
- преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
- оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
- выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.
Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.
Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.
Роль в психологической практике
Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.
Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:
- какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
- какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
- как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.
Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.
Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:
В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:
- Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
- Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
- Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.
Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.
Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).
Разновидности рефлексии
Традиционно в психологии разделяют рефлексию на несколько разновидностей:
- Коммуникативная – выступает механизмом познания окружающих людей, а объектом такого вида рефлексии становятся поступки, поведенческие шаблоны и реакции другого человека. Причины совершенных поступков дают представления о внутреннем мире посторонних людей.
- Личностная. Объектом познания выступает личность самого человека, оценивается собственное поведение, поступки, отношение к окружающим людям и себе самому.
- Интеллектуальная – развивается в ходе решения задач различной направленности. С помощью этой разновидности рефлексии человек учится вновь и вновь возвращаться к условиям задачи, подыскивая наилучшие варианты ее разрешения, более подходящие и рациональные.
Другие исследователи выделяют еще несколько разновидностей рефлексии – это философская, психологическая, социальная и научная. Рефлексия в философии и психологии были рассмотрены выше. Нужно подробнее рассказать о двух следующих видах рефлексии:
Рефлексию нельзя путать с самосознанием, хотя эти понятия очень похожи. Самосознание – это понимание индивидом своих поступков, мыслей и чувств, приходящее через культуру, ощущение собственного тела, через сформированные обществом правила и нормы поведения, а также через общение и взаимодействие в социальной среде (с окружающими людьми). То есть, сама жизнь обучает человека осуществлять самоконтроль, оценивать свои поступки, их последовательность и логичность, а также брать на себя ответственность за совершенные действия.
Как развить качество в себе
Чтобы овладеть навыками рефлексии (а сделать это может практически любой человек), можно применять следующие способы:
- анализировать совершенные действия, в особенности после принятия важных решений;
- стараться давать себе адекватную оценку;
- думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт;
- рабочий день нужно заканчивать, мысленно проанализировав все эпизоды, в том числе те, которые принесли удовлетворение. Неудачные эпизоды лучше оценивать глазами постороннего человека;
- регулярно проверять, совпадает ли мнение о каком-либо человеке, сформированное в сознании, с тем, что есть на самом деле;
- больше общаться с теми людьми, которые имеют противоположную точку зрения на вещи, это даст возможность активизировать способность к развитию рефлексии через понимание другого человека.
Развивая в себе рефлексивные навыки (рефлексию), каждый человек, уже по истечении полугода сможет заметить в себе перемены – увидеть способность разбираться не только в себе, но и в окружающих, прогнозировать поступки и мысли посторонних людей. Это принесет большую массу позитивной энергии, ведь ничто так не способствует развитию гармоничной и самодостаточной личности, как способность понимать себя и других, а также контролировать происходящее посредством коммуникативности и самосовершенствования.
УДК 316.61
Boldyreva I. N. Social Reflection - the Basis of Personality’s Socialization Mechanism
Аннотация ♦ Статья посвящена социально-философскому исследованию социализации личности через механизм рефлексии, которая реализуется в системе общественных отношений и регулирует социальные процессы.
По мнению автора, социальная рефлексия представляет собой основу для проявления в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, опытом деятельности во взаимоотношениях с другими субъектами. В статье показано, что рефлексия позволяет создать условия для развития субъекта, в том числе и социализации личности. Рефлексия является существенным основанием, без которого не может быть понято и проанализировано любое социогуманитарное знание.
Ключевые слова : социализация, социальная рефлексия, механизм социализации, творческий потенциал личности, развитие субъекта.
Abstract ♦ The article discusses the social and philosophical research into socialization of the personality through the reflection mechanism which is implemented in the system of social relations and regulates social processes.
According to the author, the social reflection is the basis for manifestation of personal independence and activity while acquiring knowledge and life experience in relationship with other subjects. The article shows that reflection allows to create conditions for the development of the subject, including the socialization of the individual. Reflection is an essential foundation, without which it is impossible to understand and analyze any social and humanities knowledge.
Keywords : socialization, social reflection, socialization mechanism, creative potential of the personality, development of the subject.
Исследование феномена социализации осуществляется социогуманитарными науками: социологией, философией, психологией, педагогикой и другими. Социализации личности - одна из главных категорий социального познания, актуальность которой со временем становится еще более значительной. В рамках философии проблема социализации определяется на стыке философии детства и философии культуры. К концу XX в. дефиниция социализация распространилась на зрелый возраст, а также на старость, потому что проблема включения в социум этих возрастных этапов бывает конфликтной и несет в себе много противоречий. К середине XX в. данная проблема превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования, где ведущим механизмом является социальное рефлексирование.
Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Так как человек - создание социальное, то с рождения он уже окружен себе подобными, включен в социальные связи. Первоначальный опыт коммуникации человек получает в своей семье еще до того, как начинает говорить. Именно в семье закладываются основные принципы личности человека. В дальнейшем, являясь элементом социума, человек постоянно получает субъективный опыт, который становится неотделимой составляющей его личности. Освоение этого опыта индивидуально: оценка тождественных социальных ситуаций может быть неоднозначной. Личности выносят из идентичных обстоятельств различный социальный опыт, что проявляется в другом процессе - индивидуализации. Под индивидуализацией мы понимаем процесс развития конкретной личности.
При рассмотрении проблемы развития личности соотнесение индивидуализации и социализации человека вызывает разногласия. Одни исследователи полагают, что индивидуализация личности - это отрицательная особенность, которая должна быть восполнена процессом социализации, другие же утверждают, что социализация затрудняет раскрытие творческих возможностей человека. Мы разделяем следующую точку зрения российского психолога и общественного деятеля А. А. Реана: «Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом . <…> …лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится еще и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает» (Реан, 2013: 15; выделения курсивом и полужирным шрифтом автора. - И. Б. ).
По нашему мнению, социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм, знаний, ценностей, принятых в данном социуме, с помощью воспитания и образования.
Отметим, что для социальной философии социализация личности является значительной проблемой взаимодействия личности и общества. Социально-философский аспект исследования социализации предполагает ее сопоставление с социальным целым, проясняя основное содержание. Человек реализовывается как социальный субъект во взаимодействии с другими субъектами через процесс социализации.
Одновременно с социализацией происходит и процесс усвоения человеком элементов культуры. Если социализация - это приобретение социального опыта, то инкультурация - это «процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий», в которых отражены духовные и материальные результаты функционирования человека в различных эпохах (см.: Маклаков, 2003: 485–486).
Отметим, что социализация - это многофункциональный процесс, а инкультурация, процесс культурно самобытный. Следовательно, между данными понятиями нет тождественности. Нередко мы наблюдаем отставание одного процесса от другого. Так, успешная социализация не всегда свидетельствует о необходимом уровне инкультурации, а благополучное усваивание человеком культуры не значит присутствие у него определенного социального опыта.
Как пишет Е. А. Мартынова, социогуманитарные науки изучают социализацию как процесс осваивания следующим поколением опыта духовной и материальной культуры своей нации (Мартынова, 2010). Также, под социализацией рассматривается включение следующего поколения в социальные коммуникации. Социализация осуществляется практически всю жизнь индивида, однако высшая ступень собственно социализации относится к периоду детства и юности. Интересно, что процесс социализации реализовывается беспрерывно и не заканчивается даже в зрелости. Социализация личности относится к процедуре с неопределенным концом, хотя и с четко определенной целью. Следовательно, социализация никогда не бывает полной, но и никогда не заканчивается. Субъект является членом своего сообщества, активно социализируясь через деятельность. Социальная жизнедеятельность индивидов и групп происходит в границах конкретного социума, которая как создает эвентуальность для их взаимосвязи, так и ограничивает их.
Социализация есть процесс, влияние которого испытывает личность и субъекты, социализирующие ее. Кроме того, человек не пассивно репродуцирует то, что ему диктует социум. Он всегда обладает выбором, проявляя свой творческий рефлексивный потенциал, влияет на сферы общественного бытия через деятельность.
Эволюция человека как социального субъекта есть сложный процесс и в разные временные периоды имеет свою специфичность, но есть и общие характеристики. Содержание социализации определяется, с одной стороны, совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные рефлексивные механизмы, а с другой - отношением личности ко всему этому.
Механизм социализации рефлексивно связан с внутренним диалогом, в котором человек анализирует, просчитывает, приходит к адекватному решению. Это основа социальной корректировки понимания, т. е. осознание человеком того, какими способами он взаимодействует с другими. Социокультурные значения реальности, измененные под воздействием рефлексивного анализа социальных образцов, позволяют наметить новые ориентиры формирования себя как личности (Топольская, 2014).
Социализация субъекта происходит как с помощью названных выше механизмов, так и с помощью конкретных средств.
Познание, общение, деятельность в целом обеспечивают постепенную инициализацию субъекта к многочисленным видам отношений в разных сферах его жизни. Это закрепляет стратегию и тактику поведения личности в обществе, а также показывает ее отношение к другим людям.
Социальная эволюция личности служит средством и вместе с тем является результатом социализации. Предназначение социализации определяется ее значительностью для воспроизводства субъекта социально-исторического процесса, в поддержании устойчивого существования социума как целостной системы путем адаптации личности к социальной среде.
Социальный опыт передается через воспитание и обучение, социализирующее субъект и вписывающее его в конструкцию социума. О том, какое знание необходимо субъекту и какие способности должны в результате социализации у него раскрыться, писал К. В. Сергеев. Он отмечал, что особый тип социализирующего знания - знание о взаимодействиях индивида, универсума и социума, знание об инструментах рефлексии, позволяющее как понимать чужой опыт, так и уметь интерпретировать нестандартные жизненные ситуации. Именно такой тип рефлексии позволяет осуществлять социальные инновации, теоретически прорабатывать собственную линию поведения в тех или иных социальных связях и отношениях (Сергеев, 2003).
Можно сделать вывод, что рефлексия есть процесс, благодаря которому происходит любое развитие: системы мышления, деятельности, личности и ее взаимодействия с социумом. Как следствие этого происходит возникновение новых исследовательских моделей социального пространства (Щедровицкий, 2005).
Таким образом, социальная рефлексия представляет собой основу для механизма, который способствует проявлению в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, в овладение опытом деятельности, во взаимоотношениях с другими субъектами. Социальная рефлексия побуждает человека к самореализации, к стремлению осуществлять свободный выбор, постигать ценности и нормы общества. Она является основой, создающей условия, благодаря которым происходит любое развитие субъекта, в том числе и социализация личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Маклаков, А. Г. (2003) Общая психология: учеб. для вузов. СПб. : Питер. 592 с.
Мартынова, Е. А. (2010) Философия в системе гуманитарного знания // Гуманитарные науки и образование. № 2 (2). С. 60–62.
Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб. : Питер. 288 с. (Серия «Мастера психологии»).
Сергеев, К. В. (2003) «Периферийное знание» в дискурсе креативности: социальные сети интересного // ПОЛИС. Политические исследования. № 1. С. 50–62.
Топольская, Е. А. (2014) Стадии развития социально-культурной рефлексии // Образование и общество. № 1 (84). С. 60–67.
УДК 101.1:316(045)
Чекушкина Елена Николаевна
кандидат философских наук, доцент
кафедры философии Мордовского государственного
педагогического института имени
М. Е. Евсевьева
Elena N. Chekushkina
Candidate of Philosophy, lecturer
Chair of philosophy Mordovian State Pedagogical Institute [email protected]
Социальная рефлексия в гуманитарном знании1 Social reflection in the humanities
Аннотация. В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.
Ключевые слова: знание, деятельность, познание, сознание, социальная рефлексия.
Abstract. ne article analyzes the role and social reflection in the humanities.
Keywords: knowledge, activity, cognition, consciousness, social reflection.
Выявление и изучение роли социальной рефлексии в гуманитарном знании определяется кризисным состоянием современной цивилизации, множеством социальных, политических, экономических, духовных и других процессов и проблем, существующих в обществе и требующих порой незамедлительного решения. Философский анализ социальной рефлексии является важнейшим средством обоснования, уточнения и создания некоторой личностной программы социальной самореализации человека; направлен на развитие стремления человека к самоутверждению, поиску истины; устремлен на формирование общественно-значимых ориентиров и прояснение развития социума.
Радикальные общественные изменения актуализируют рост самосознания социальных субъектов различного уровня от отдельных личностей, групп до всего человечества. Изучение субъективной стороны социальной реальности включает в себя исследование рефлексии, выражающей ее сложность и специфику.
1Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг.
ния, идентификации, самосознания, самосовершенствования личности, творческих и диалогических процессов, а также коммуникации .
В кратком философском словаре рефлексия определяется как «принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам; необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека» .
Латинское «reflecto» означает «отражение», позднелатинское «reflexio» -это «обращение назад». В самом общем смысле рефлексия - процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного .
Щедровицкий Г. П. отмечает, что рефлексию необходимо рассматривать в «контексте процедур преобразований различных видов деятельности» . Им она понималась как сугубо деятельностная позиция. Схема деятельности разворачивается за счет рефлексии, ее конструктивным принципом служат связи кооперации.
В центре внимания Лефевра находится рефлексия, которой обладают любые типы конкретных субъектов: индивид, группа, организация, государство и т. д. Согласно мыслителю, сознание всегда «эгоцентрично»: оно выталкивает человека в центр мироздания и заставляет взять на себя... всю полноту ответственности за этот мир» .
В современной науке наблюдается интенсивный рост теоретических и прикладных исследований рефлексивных процессов, глубокий анализ их теоретических и методологических оснований. Исследования ХХ века показывают важность анализа рефлексивных аспектов социальных процессов, ценность использования понятия «рефлексия» в социо-гуманитарном знании. Понятие «рефлексия» выступает в качестве особого объекта изучения.
Научные подходы к определению рефлексии представлены двумя направлениями: 1) «экстерналистский», определяющийся развитием науки с точки зрения социокультурной детерминации; 2) «интерналистский» - это противоположный подход, ориентирующийся на внутренние источники развития научного познания.
«Экстерналистский» подход воспроизводит «освещенное» еще Гегелем традиционное понимание рефлексии, ориентирующееся на понимание человеческого сознания как самодетерминирующего феномена.
Недостаточная разработанность «интерналистского» подхода проявляется в недостаточно четком понимании механизмов и степени контроля научного самосознания за развитием науки. Согласно Н. С. Автономовой, «научная рефлексия, в конечном счете, есть «рефлексия практики», т. к. путь рефлексивного движения «детерминирован извне гетерогенными ему (сознанию) факторами» и что научное сознание способно «сознательно контролировать формы, условия и основания процесса познания» .
Традиционный подход исходит из того, что рефлексия обеспечивает конкретизацию целей развития науки, определяемых актуальными социокультурными проблемами. А. П. Огурцов высказывает ценную методологическую мысль о необходимости преодолеть традиционное понимание рефлексии о дополнительности смыслополагающей и смысловыявляющей работы сознания, заключающейся в проникновении во внутреннюю структуру деятельности и выявлении ее целевой направленности в познании мира .
По мнению Л. А. Микешиной, рефлексия есть форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своего мышления, собственных действий, а также мышления и действий других - в целом культуры, науки и их оснований .
Социальная рефлексия - это очень важная функция и механизм, без которого не может быть понят ни один предмет из области гуманитарного знания . Ее результатом является концептуальное выражение социальной теории, позволяющее объяснить сущность, динамику и движущие силы социальной системы.
Социальная рефлексия представляет собой когнитивное основание для адекватного изучения глобальных проблем, создавая возможности для эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она есть процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; знание или понимание субъектом самого себя ; процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого является воссоздание и воспроизведение особенностей друг друга; раскрытие того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, когнитивные представления и эмоциональные реакции. Социальная рефлексия - это способность человека неоднократно обращаться к началу своих мыслей, действий, умение стать в позицию наблюдателя, размышляя над тем, как познаешь, что ты делаешь, в том числе и самого себя.
С. Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывал особый способ существования человека в мире. Он выделяет два способа существования человека: реактивный и рефлексивный. Реактивный - это обычное существование и отношение человека к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Рефлексивный способ существования выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе» .
Стремление понимать и осознавать свои собственные чувства и действия, разъяснить себе тайны мира обнаруживается на всех ступенях развития культуры. Социальная рефлексия представляет способность отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Она «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир: помогает осознать и осмысливать свои поступки, отношения, ценности, конструкты, при необходимости их перестроить, найти новые для этого основания.
Изучение работ, посвященных рефлексии, свидетельствует о том, что она исследуется в следующих основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.
В кооперативном аспекте рефлексии акцент, как правило, ставится не на ее процессуальных различиях в их проявлениях, а на результаты рефлексии как деятельности по рефлектированию. Он обеспечивается коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов. Важной является кооперация их совместных действий. Рефлексия интерпретируется как «освобождение» субъекта из процесса деятельности и «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней.
В кооперативном аспекте анализируются субъект-субъектных виды деятельности, с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий. По мнению К. Х. Момджян, необходимым условием существования общества и индивидов является кооперация и координация их взаимных усилий, что без их взаимодействия и взаимовлияния невозможно никакое социокультурное явление .
Рассматривая рефлексию в связи с динамикой кооперативных отношений, Г. П. Щедровицкий отмечает, что для него рефлексия «в ее изначальном и сущностном существовании есть всегда особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов и коопе-рантов» .
Исследования И. С. Кона, В. А. Лефевра, В. А. Петровского и др. направлены на выявление специфики коммуникативного аспекта. Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия. Она включает в себя размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, что отличает его от философского употребления этого понятия. Согласно И. С. Кону, рефлексия - это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» .
В. А. Лефевр утверждает, что «происхождение рефлексии и все, что с этим связано, может быть понято только исходя из отношения коммуникаций между индивидами» . Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности позволяет партнерам предсказывать и прогнозировать действия друг друга, корректируя свои действия, воздействовать на партнера, проникать в глубины взаимопонимания или, наоборот, намеренно вводить партнера в заблуждение.
В. А. Петровский выделяет два вида рефлексии: ретроспективная и проспективная. Ретроспективная рефлексия выступает в форме ретроспективного восстановления акта деятельности и приводит к возникновению активности. Она направлена на ориентацию в системе условий, способствующих жизненно-значимому эффекту и построению соответствующего образа. Проспективная рефлексия представлена «динамикой переживания потребности в ходе осу-
ществления деятельности и новизной в системе предметных условий. Результатом проспективной ориентировки являются некоторые предметы, которые прежде не воспринимались «как средства, ... выступают теперь в качестве новых возможностей действования его избыточных по отношению к исходной цели деятельности возможностей» .
Считается, что индивидуальная рефлексия (личностная) является вторичной формой: персонифицированным и интериоризированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был межиндивидуальным. Этой межиндивидуальной, или коммуникативной рефлексии, по мнению В. А. Лефевра, отдается предпочтение по сравнению с классической рефлексией (т. е. самосознанием), последняя считается более поздним филогенетическим образованием. Например, согласно общему генетическому закону культурного развития, как это описывает Л. С. Выготский, психическая функция появляется на сцену дважды: сначала в социальном плане, только потом - в психологическом . В контексте личностно-ценностного направления современные исследователи трактуют рефлексию как форму психической деятельности, которая проявляется в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций, она характерна для личной интровертированности.
Личностная рефлексия выдергивает человека из бесконечного потока жизни и заставляет встать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Такую способность можно рассматривать как переосмысление стереотипов собственного опыта. Она представляет одну из важных характеристик творчества. Рефлексия - «зеркало», отражающее происходящие в человеке изменения. Человек становится для самого себя объектом управления; основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
Развитие личности обычно рассматривается в двух аспектах: а) когда человек конструирует себя, присваивая имеющиеся в культуре ценности, нормы, способы и формы деятельности; б) появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающую действительность, преобразуя культуру, создавая что-то новое. Оба аспекта свидетельствуют о том, что совершается переход к самосовершенствованию: у человека возникают новые потенциальные возможности. Появлению возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.
Исследуя рефлексию в контексте проблематики мышления, выделяют интеллектуальную рефлексию. В свое время Н. И. Гуткина была против выделения этого понятия, обосновывая это тем, что любая рефлексия протекает на фоне интеллектуальной деятельности, и каждый тип рефлексии предполагает наличие интеллектуального компонента . С ней солидарен А. З. Зак, который также высказался против этого выделения, отмечая, что рефлексия есть единое универсальное действие - и при познании мира вещей и при познании своего внутреннего мира .
Интеллектуальная рефлексия в контексте индивидуального сознания (самостоятельного мышления) может возникнуть только в том случае, если мышление человека сосредоточено на духовных содержаниях, пребывает в них, созерцает их и познает их. Одним из основных условий возникновения интеллек-
туальной рефлексии считается процесс обучения. Это основное условие отличает интеллектуальную рефлексию от личностной рефлексии (классической рефлексии) и от коммуникативной (нетрадиционной) рефлексии, которые возникают и формируются часто спонтанно в культурной среде (без выбора личностью определенных паттернов культуры) .
В коммуникативном - рефлексия выступает в качестве механизма познания другого человека. Объектом рефлексии выступают представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. В личностном - объектом познания является сама познающая личность, ее качества, свойства, поведенческие характеристики, система отношений к другим. В интеллектуальном - способность анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия есть процесс решения различных задач.
Рефлексия занимает определенное место в любом научном исследовании. Исследование рефлексии направлено на изучение ее, прежде всего, как процесса. Научная рефлексия связана с накоплением (расширением) и структурированием (свертыванием) знания. Уметь накапливать, обобщать, структурировать знания - это необходимый этап любой исследовательской работы. Новые направления развития неизбежно приведут к рефлексии и снова к свертыванию.
Наличие двух форм познания связано с внутренней и внешней позициями познающего субъекта: а) субъект, занимая внутренние позиции - думает, принимает решения и т. д. Но при этом он не знает и не задумывается над тем - как он это делает; б) субъект, занимая внешние позиции по отношению к самому себе, не только думает, но и наблюдает за тем, как думает, делает и контролирует свои действия.
Итак, социальная рефлексия - это форма теоретической и практической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира общества. Она является не только фундаментальной основой собственно философствования , но и также обязательным условием конструктивного преодоления устаревших знаний; дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, конструировать эффективные и блокировать неэффективные действия; позволяет управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.
Литература
1. Автономова, Н. С. Рефлексия в науке и философии / Н. С. Автоно-мова. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. 161 с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-т. - Т. 2-З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. 368 с.
3. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол наук/Н. И. Гуткина. -М., 1983. 24 с.
4. Зак, А. 3. Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста: автореф. дисс. ...канд. психол. наук /А. З. Зак. - М., 1976. 16 с.
5. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Эксмо-Пресс, 1998. -909 с.
6. Кон, И. С. Открытие «Я» /И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. 367
7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев / под ред. А. П. Алексеева. - М. : РГ-Пресс, 2012. 496 с.
8. Мартынова, Е. А. Философия в системе гуманитарного знания / Е. А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 2. С. 6061.
9. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
10. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. - М. : Высшая школа, КД «Университет», 1997. 448 с.
11. Огурцов, А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / отв. ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск, 1987.
12. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
13. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. - М. : «Когито-Центр», 2009. 447 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.
15. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2007. 576 с.
16. Чекушкина, Е. Н. Рефлексия как основание педагогической деятельности: социально-философский анализ / Е. В. Мочалов, Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 2 (18). С. 110-114.
17. Чекушкина, Е. Н. Социальная рефлексия и творчество: механизмы самосовершенствования / Е. Н. Чекушкина, Е. Н. Родина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -С. 16-19.
18. Яшкова, А. Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). С. 116-119.
1. Avtonomova, N. C. Reflection in science and philosophy / N. C. Avtonomova. - Samara: Publishing house of Kazan state University, 1983. 161 p.
2. Vygotsky, L. S. Collected works. Problems of development of the psyche / L. S. Vygotsky / Ed. by A. M. Matyushkin. - M. : Education, 1983. 368 p.
3. Gutkin, N. I. Personal reflection in adolescence: author. diss. ... candles. the course of studies of science / N. I. Gutkin. - M., 1983. 24p.
4. Zack, A. 3. Psychological characteristics of reflection in children of younger age: author. diss. ...candles. the course of studies. Sciences / A. H. Zack. - M., 1976. 16 p.
5. Ilyin, I. A. The path to the evidence /1. A. Ilyin. - M. : Eksmo-Press, 1998.
6. Kon, I. S. Open «I» /1. S. Kon. - M. : Politizdat, 1978. 367p.
7. Short philosophical dictionary / Ed. by A. P. Alekseev. - M. : WG-Press, 2012. 496p.
8. Martynova, E. A. Philosophy in the system of humanitarian knowledge / E. A. Martynov // Humanities and education. - 2010. - № 2. P. 60-61.
9. Mikeshina, L. A. Philosophy of science: Contemporary epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Scientific research methodology: textbook. manual / L. A. Mikeshin. - M. : Progress-Tradition: MSI: flint, 2005. 464 p.
10. Momjian, K. H. An Introduction to social philosophy / K. H. Momjian. - M. : Higher school, KD University, 1997. 448 p.
11. Ogurtsov, A. P. Alternative models of analysis of consciousness: reflection and understanding / A. P. Ogurtsov // Problems of reflection. Modern comprehensive study of/ resp. Ed. I. C. Ladenko. - Novosibirsk, 1987.
12. Petrovsky, V. A. Personality psychology: the paradigm of subjectivity / V. A. Petrovsky. - Rostov n/D: Phoenix, 1996. 512 p.
13. Reflexive approach: from methodology to practice / edited by C. E. Lepskaya. - M. : Cogito Center, 2009. 447p.
14. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General psychology: in 2 t. / S. L. Rubinstein. - M. : Education, 1989.
15. Encyclopedic dictionary of philosophy / edited by E. F. Gubsky, Century, Korableva, C. A. Lutchenko. - M. : INFRA-M, 2007. 576p.
16. Chekushkina, E. N. Reflection as the basis of pedagogical activity: social-philosophical analysis / E. C. Mochalov, E. N. Chekushkina // Humanities and education. - 2014. - № 2 (18). P. 110-114.
17. Chekushkina, E. N. Social reflection and creativity: the mechanisms of self-improving / E. N. Chekushkina, E. N. Rodina // Theory and practice of social development. - 2014. - № 12. P. 16-19.
18. Yashkova, A. N. Subjectivity as a psychological prerequisite for the development of career competencies / A. N. Yashkova // Humanities and education. -2012. - № 2 (10). P. 116-119.
Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом -- лицом или общностью -- того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия -- это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии -- предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, -- это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад -- пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.
Как считает Л.Д.Демина рефлексия - это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Появление этой функции рефлексии, связано, хотя бы с тем, что как всякой самоорганизующейся системе, личности необходима "обратная связь". Для самоуправления и саморегуляции не обойтись без хорошо отлаженной системы обратной связи. Однако рефлексия не есть сама обратная связь, подобно тому, как обычное зеркало, отражающее внешний облик человека, не является само по себе обратной связью, а лишь средством, способом или механизмом, с помощью которого эту обратную связь можно получить. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека - это не только некий результат (изображение в зеркале), но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями - осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления.
Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию "над" и "вне" позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т.д. При этом сама практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используется в разных формах работы (рефлепрактики, тренинги). Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования.
В отечественной психологии эта линия идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ - это обычное существование, когда "человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней". Второй способ существования собственно и есть рефлексия. "Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе".
Сегодня уровни рефлексии в работах отечественных авторов рассматриваются по-разному и выделяются принципиально разные подходы к их пониманию. Рассматривая системную организацию рефлексии, Г.П. Щедровицкий выделяет: макроуровень, - т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое; микроуровень - это уровень подсистем данной системы; и мегауровень - это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема.
В работе И.С. Ладенко выделяются три основные формы рефлексии: ретроспективная, проспективная и интроспективная. Первая - служит выявлению и воссозданию схем и средств, процессов, имевших место в прошлом. Во второй выявляются и корректируются схемы и средства возможной деятельности. В третьем случае производится контроль и корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе выполнения. Умение человека как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед; это тот самый механизм, который осуществляет связь сознания с подсознанием или с блоками той самой "программы", которая сформировалась как управляющая подструктура нашего опыта.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
коммуникативная-ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;
личностная-объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;
интеллектуальная-проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А.А.Тюков, будет шесть.
1. Рефлексивный вывод - осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.
2. Интенциональность (интенция- направленность)- направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
4. Конструирование системы рефлексивных средств - выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного содержания - проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.
6. Объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.
Действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.
Возможен и несколько другой вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.
В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во- первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я - познающим. Я - познаваемым, Я - идеальным и т.п., во- вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:
признает данное качество как свою сильную сторону;
вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;
в тоже время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;
отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;
обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.
Понятно, что рефлексирование-это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.
Рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, "здесь и теперь".
Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на развитие рефлексии человека, основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции.