Школьный гид. Программа "Перспектива": отзывы учителей и родителей Главная концептуальная идея программы перспектива
«Перспектива » - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива») :
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы:
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы:
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.
Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:
И снова здравствуйте! Не устали от изучения ? Не запутались в их названиях и авторах? Сможете вынести ещё одну? Хочу наконец-то поставить жирную точку в этом вопросе, но не закончив исследование в полной мере, не готова так поступить. Так что мужайтесь: сегодня на обсуждении программа обучения Перспектива.
План урока:
Ещё один традиционный проект
Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления для первой ступени образования.
Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.
Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:
- азбуку для 1 класса Л.Клемановой и этого же автора русский язык;
- математику Г.Дорофеева;
- литературу В.Горецкого;
- информатику Т.Рудниченко;
- «окружайку» А.Плешакова;
- технологию Н.Роговцевой;
- физкультуру на выбор педагога: или А.Матвеева, или И.Винера;
- ИЗО Т.Шпикаловой;
- музыку Е.Критской;
- основы религии и этики по направлениям разных культур.
«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:
- английского по стандартной или углублённой программам, а также по курсу «В Фокусе» или «Звёздный»;
- испанского и немецкого по классической программе;
- французского либо по курсу «Твой друг…», либо «В перспективе».
Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.
В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.
Перспективные цели, или как и чему учит программа
За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.
На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.
Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.
В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:
Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».
«За» и «против» перспективного обучения
Отзывов по «Перспективе» на самом деле не так много, но для себя отметила, что совсем категоричной критики, как в других образовательных программах, например в , немного.
«…не понравились прописи: первоклашкам проблематично после написания от линии до линии определиться впоследствии в тетради с размером букв: заглавную и прописную пишут одинаково…»,
«…математика сначала изучает таблицу умножения, не дав понятия чисел до 100…»,
«…как научить грамоте детей, если в «Азбуке» есть ошибки?»,
«…упражнения в учебниках не соответствуют темам…».
А вот учебники для последующих 3 и 4 классов педагогам вполне подходят:
«…интересный окружающий мир, но часто требуется помощь родителей…»,
«…математика рассчитана на разных детей: слабым и сильным одновременно интересно работать, хорошо представлены задачи, одна тема предполагает их решение от 4 до 6 штук за урок, сильные дети могут попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий…».
Мнения родителей представлены сухо и в двух словах сводятся к тому, что по письму детям в 1 классе задают очень мало, хотелось бы побольше, а математика Дорофеева проста и скучна для тех, кто желал бы овладеть знаниями уровнем повыше.
Больше всего родителей школьников беспокоит преемственность программы при переходе в среднее звено, так как она рассчитана только на начальную школу.
Высказать все «за» и «против» оказалось не так-то просто. Те, кто хотят быть «перспективными», делают, оказывается, это почти неслышно. Такая, скажем, нейтральная программа, не напрашивающаяся на комплименты, но и не подвергающаяся сильным критическим замечаниям.
Возможно, быть «серым кардиналом» не так и плохо, как думаете?
Надеюсь, что я немного помогла вам разобраться со всей сложностью многочисленных образовательных программ для начального обучения. Думаю, на этом можно поставить точку. Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.
Всегда ваша, Евгения Климкович.
"Особенности программы "Перспектива"
Кузьминова Елена Васильевна
МОУ Пустынская ООШ
Система учебников «Перспектива» отражает современные достижения в области психологии и педагогики и сохраняет при этом тесную связь с лучшими традициями классического школьного образования.
Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон .
Преимущества обучения по системе учебников для начальной школы «Перспектива» в том, что, характер построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем.
Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания,
Большое внимание в системе «Перспектива» уделяется
художественному оформлению учебников и учебных пособий,
современный дизайн, отличное качество полиграфии, «теплое» и «улыбчивое» иллюстрирование: И актуальное соответствующее современным стандартам, содержание учебных пособий, системно и доступно изложенное.
Это и многообразие интересных видов работы, как для самостоятельной поисковой работы: «викторины», загадки, логические задачи с участием героев мультфильмов, сказок, использованием геометрического и графического материала, таблиц, так и для сотрудничества с одноклассниками («выполни работу в паре»), с семьей («узнай у бабушки, «расскажи родителям»).
Кроме того, во всех изданиях использована навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале, и создает условия для включения родителей в процесс обучения.
А наличие рабочих тетрадей по окружающему миру, русскому языку, технологии позволяет увеличить темп урока и его продуктивность.
Система учебников для начальной школы «Перспектива» создавалась параллельно с разработкой ФГОС.
В УМК представлено большое количество развивающих заданий («Сравните, докажите, почему так, что вы знаете, подумайте, вспомните, найдите…»), что позволяет построить учебный процесс в проблемном и исследовательском ключе. На уроках по окружающему миру и дома каждый ученик сможет обобщить и дополнить свои знания, используя раздел «За страницами учебника»
В 2011 году в системе учебников «Перспектива» вышли электронные приложения к учебнику Л.Ф.Климановой «Азбука», «Русский язык» и к учебнику Н.И.Роговцевой «Технология».
Таким образом, учебники программы «Перспектива»:
не дают готовые знания, а приучают детей размышлять, приводить доказательства, делать выводы;
воспитывают детей в духе традиционных духовно-нравственных ценностей: любви к Родине, к ее истории, к природе, к своим близким;
соответствуют всем принципам дидактики: научности, связи обучения с жизнью, воспитывающего обучения, развивающего обучения, систематичности, сознательности, наглядности, доступности.
Учебник «Азбука» для 1 класса Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой составлен в лучших традициях отечественной букваристики.
Как и в большинстве современных азбук, обучение в данном учебнике делится на добукварный, букварный и послебукварный периоды (авторами они названы как подготовительный, основной и обобщающий периоды).
Широко используются и игровые методы: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, составление слов из «лото» слогов.
Авторы при рассмотрении понятия о слоге отказались от классификации слогов (слоги-слияния, буквы вне слияний, открытые, закрытые слоги и т.д.) При этом сохраняется классификация согласных по твердости-мягкости и выявление их оппозиции на модели не только слога, но и целого слова (мышка – мишка, кот – кит, мел – мэр, лом – лен, нос – нес). То же самое можно сказать и об оппозиции звонких и глухих согласных (гора – кора, зуб – суп, том – дом, шил – жил). Результаты рассмотрения этих оппозиций заносятся в таблички «Узелки на память» (с.77, 91, 108-109 в I части и с.22-23, 44-45, 68-69 во II части). В целом эти таблички напоминают аналогичные в «Русской азбуке».
Характерной особенностью учебника является то, что постоянно, целенаправленно, но не навязчиво проводится лексическая работа над омонимами (лук – лук), омоформами (мыли ли – мылили), омографами (зaмок – замoк), омонимией корней (гусь – гусыня – гусеница), многозначностью (иголки у ели, ежа и швейные), тематическими группами слов (галка – сорока – иволга, астра – ирис – примула, сурок – суслик - крыса), антонимами (легко – трудно), гнездами однокоренных слов (снег – снежок – снежки – снежинки), фразеологизмами (зима на носу, заруби себе на носу).
Уделено внимание и изучению орфографии. Традиционно в период обучения грамоте дается правописание заглавных букв в начале предложения и в именах собственных, правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Этот материал представлен и в данном учебнике.
Слова и тексты, используемые в качестве иллюстративного и тренировочного материала в основном разделе азбуки доступны для восприятия первоклассниками. Широко используются русские пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, тексты русской классической детской литературы (В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.А.Фета, В.Майкова, К.Д.Ушинского, произведения поэтов и прозаиков ХХ века – С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса, Б.Заходера, В.Берестова, И.Токмаковой, Н.Матвеевой и др. и научно-популярные статьи В.Бианки, Н.Сладкова и А.Плешакова)
Минусы: (в отличае от Русской АЗБУКИ Горецкого) очень мало сюжетных картинок, которые не помешали бы для развития речи. Поэтому приходится к уроку подбирать картинки с сюжетами.
Прописи Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» (авторы Л.Ф.Климанова, В.И.Романина, Л.Н.Борейко) предназначена для работы в добукварный период, прописи 2 и 3 «Мой алфавит» (автор Л.Ф.Климанова) – в букварный и пропись 4 «Пишу красиво» (авторы Л.Ф.Климанова и Л.Я.Желтовская) – в послебукварный период.
Особый интерес представляет пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая предназначена для тренировки мелкой моторики руки и глазомера в качестве подготовительных упражнений к написанию букв. Здесь собраны все необходимые виды работы: разнообразные штриховки , обводка и раскрашивание рисунков, выписывание элементов печатных букв . Но, кроме этой, чисто утилитарной, функции, прописи способствуют развитию пространственного и временного восприятия окружающего мира. Дети должны поразмышлять над понятиями: что такое центр квадрата и круга, какой предмет больше, а какой меньше, какой путь длиннее, а какой короче, где находится направление вправо, а где влево, какие предметы сходны между собой, а какие различаются. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать, разграничивать, практически знакомятся с понятием множества и его элементами.
Прописи «Мой алфавит» в двух частях также содержат ряд интересных находок. Учитывая большую трудоемкость процесса письма для первоклассников, автор вводит игровые моменты: ребусы, разделы «Загадки слов», метатезы (составление слов с помощью перестановки слогов), дописывание «потерянных» элементов букв, «буквенная мозаика» (составление букв из разрозненных элементов), чайнворды, раскраски.
Большое внимание уделяется разнообразной работе со звуко-буквенными схемами слов. Не забыта и лексика: даны упражнения по определению многозначности слов, омонимов, по составлению тематических групп слов. Достаточно часто даются упражнения по развитию речи: составление предложений и текстов с включением изучаемых слов.
Прописи «Пишу красиво» предназначена для дальнейшей отработки навыков каллиграфии. Задания по написанию значительно усложняются. Это написание целых фраз, пословиц, ответов на вопросы, рассказов. На заключительных уроках это написание записок и писем, то есть практическое усвоение такого коммуникативно-ориентированного жанра, как эпистолярный.
Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой
предназначен ДЛЯ РЕБЁНКА. Это учебник О РЕБЁНКЕ и о ЕГО МИРЕ.
Отличительной чертой учебника является представление мира не как обособленного объекта изучения, а через личностное восприятие: мира твоей семьи, мира твоего класса, мира природы твоего двора, мира твоей школы, твоей Родины.
Большинство сведений, подлежащих изучению, вводится
индуктивным путем,
через наблюдение, сопоставление фотографий, выполнение заданий,
а сами сведения даются в конце урока как вывод, результат размышления учащихся. Эти сведения изложены просто, ясно, четко, доступно пониманию первоклассников. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют развитию их мышления и речи.
Учебник богато иллюстрирован фотографиями, репродукциями картин русских художников и рисунками, специально выполненными для данного издания.
Основным достоинством учебника «Технология: человек, природа, техника» Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг для 1 класса является то, что этот учебник не по трудовому обучению, а именно учебник технологии и обращен он к детям, которые не только учатся делать поделки собственными руками, а изучают основы технологии их изготовления, то есть особенности материалов, стадии подготовительной работы, этапы работы, особенности дизайна. Учебник обращен к детям XXI века, живущим в иных социокультурных условиях, нежели дети ХХ века, и призван готовить из них разносторонних и конкурентоспособных граждан, владеющих не только трудовыми навыками, но и технологическим мышлением. И то, что такое мышление авторы предлагают развивать с первых же дней обучения в школе, повышает актуальность и значимость данного учебника.
Связан учебник технологии и с учебниками «Азбука», «Русский язык», «Литературное чтение», входящими в линию УМК «Перспектива». Об этом говорит то, что данный учебник открывается аналогичным разделом «Давайте познакомимся», диалогический способ подачи информации, наличие тех же постоянных персонажей Ани, Вани и Совенка, включение в учебник пословиц, стихотворений, загадок, сведений по истории письма и других способов общения людей.
Структура учебника
«Математика» Л.Г.Петерсон
сохраняет
традиционное поурочное построение
, которое помогает учителю составлять планирование и определять цель урока.
Учебник
начинается с дочислового периода
, в ходе которого внимание сосредоточено на
сравнении и счёте предметов
,
развитии пространственных и временных представлений
.
Введена новая тема «Множества и действия над ними
», что является реализацией «теоретико-множественного подхода к введению основных понятий «число», «величина», «фигура».
Изучение нумерации чисел от 1 до 10 связано с геометрическим материалом.
Такой подход логически оправдан. Числа и цифры вводятся последовательно по-одному в соответствии с их местом в натуральном ряду чисел.
При
изучении приёмов сложения и вычитания
в пределах 10 авторы ввели работу
с числовым отрезком.
Это позволяет наглядно объяснить детям алгоритм вычислений.
Учебник «Математика» для 1 класса автора Л.Г.Петерсон развивающего типа. Его содержание направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. В начальных классах, особенно в первом, только начинают формироваться способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. Эта линия, как мне кажется, видна в данном учебнике.
Перед изучением числа большая работа проводится с понятием «множество», «элемент множества», что позволяет детям более легко усвоить порядок чисел, и смысл действий сложения и вычитания.
Учебник отличается основательно продуманной работой с текстовой задачей. Перед введением термина «задача» прослеживается целенаправленная подготовительная работа. Дети учатся составлять рассказы сначала по парным, затем по тройным картинкам, видят опорные слова. К моменту введения термина «задача» ученики уже понимают смысл и структуру задачи. В 1 классе изучаются простые задачи на нахождение суммы, остатка, неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, разностное сравнение и составные задачи в 2 действия.
В пособии изучается нумерация чисел первого и второго десятков, сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через десяток. Однако, арифметические действия рассматриваются более широко: введено вычитание двузначных чисел, сложение и вычитание отрезков, сложение и вычитание величин. Таким образом, и числовая, и геометрическая линия изучаются более основательно.
Учебник Л.Г.Петерсон издаётся в комплекте с «Самостоятельными и контрольными работами», которые материал, помогают осуществить проверку умений и навыков.
+++
Учебное пособие содержит большое число разнообразных упражнений развивающего характера, содержит все необходимые сведения по математике, составлен с учётом возрастных особенностей, способствует развитию мыслительных и творческих способностей учащихся.
Развитию логического мышления способствует и довольно большое количество задач «на соображение» («олимпиадного» типа) и на составление задач.
Во II полугодии продолжается работа над сложением и вычитанием чисел первого, а затем и второго десятка, в том числе и с переходом через десяток, что соответствует традиционному подходу к составлению учебников для 1 класса. Соответственно материалу вводятся понятия о разностном сравнении, массе и единицах ее измерения, слагаемых и сумме, переместительном свойстве сложения, уменьшаемом, вычитаемом и разности, двузначных числах, дециметре и переходе через десяток. При решении примеров и задач большое внимание обращается на осмысление алгоритмов вычислений, на поиск детьми наиболее рациональных путей решения задач, на развитие глазомера и мышечного ощущения веса. Увеличивается также и количество нетривиальных заданий (при соблюдении основном психологического требования движения от простого к сложному при формировании навыков).
Большим плюсом является, что учебник математики является учебником-тетрадью.
Минусы: В свободной продаже методических комплектов, тетрадей, дидактических материалов не найти. Встречаются "странные" задачи, которые невозможно решить.
Диагностика(сентябрь-декабрь), наблюдение на уроках и во внеурочное время, в течение первого полугодия, показала рост уровней развития познавательного интереса и познавательных способностей в целом.
Анализ полученных результатов позволяет говорить Ио росте учебной мотивации у первоклассников.Просматривается положительная динамика развития познавательных процессов: рост уровней развития мышления, памяти, внимания
Стабильно высокий уровень психологического комфорта, работоспособности в течение учебного дня, эмоционально положительное восприятие УМК «Перспектива» учащимися, говорят о том, что учебные пособия удовлетворяют требованиям здоровьесбережения. Богатство учебного и наглядного материала, разнообразие видов заданий, источников информации, их развивающая направленность, возрастная обусловленность дает возможность учителю широко применять на уроке коммуникационные, диалоговые, здоровьесберегающие и другие личностно-ориентированные технологии, что является в будущем залогом позитивных тенденций во всех сферах образовательного процесса.
Рабочая программа "Перспектива" довольно популярна в школах на сегодняшний момент. Все учебники входят во ФГОС. В этом разделе сайта можно бесплатно скачать и распечатать учебники, рабочие тетради на печатной основе, методические пособия по программе "Перспектива" для начальных классов (1,2,3,4 класс).
(Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).
Все учебники системы «Перспектива» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.)
УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».
Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. В работе над комплектом «Перспектива» совместно с издательством «Просвещение» принимают участие ученые РАО, РАН, методисты и педагоги. Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.
Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:
- «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
- «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
- «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру - находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
- «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира.
Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.
Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.
Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.
Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).
Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.
Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и здоровьесбережения школьников.