Практические занятия в вузе. Структура практического занятия Виды практических занятий в учебном процессе
Лекции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА УМК
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины "Психология личности и группы" согласно учебному плану строится по схеме:
№ п/п | Форма обучения | Количество часов | Контрольные мероприятия (семестр) | ||||||||
Всего | Аудиторные занятия | Сам раб. | Экз | Зач | Контр раб. | Курс. Раб. | |||||
Всег | Лекц | Групп | Лаб | ||||||||
1. | Дневное отделение | - | - | + | - | - | |||||
2. | Заочное отделение | - | - | + | + | - | |||||
3. | Заочное отделение (сокращенный срок, экономические специальности) | - | + | + | |||||||
4. | Очное отделение (сокращенный срок, технические специальности) | - | - | + | + | - |
Современные требования к содержанию образования в целом направлены на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.
Основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
Факторы повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
Основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
Знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
Оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Специальные методические рекомендации, в которых содержатся подробные планы проведения различных занятий, а также методические рекомендации о построении учебного процесса, введение в учебные пособия специальных вопросов и заданий позволяют активизировать изучение предлагаемых дисциплин и усилить профессиональную подготовку студента.
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студента, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:
При отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;
Новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;
Отдельные темы учебников особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;
По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;
Лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействия лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.
Преимущества лекции:
Творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие;
Лекция – весьма экономический способ получения в общем виде основ знания;
Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.
Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информированность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных приемов, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления студентов, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательного излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.
Структура лекции.
По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.
Полезно вспомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализирующих положений следует сделать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.
Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее делается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклад в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях, требованиях к зачету.
Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.
Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.
Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.
Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.
Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету.
Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектировать? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.
Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамках и пр.
Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету.
Узловые критерии оценки качества лекции. К узловым критериям оценки качества лекции относятся: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.
Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.
Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.
Результативность лекции: информационная ценность, достижение дидактических целей.
Формы лекций. Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция-визуальная, лекция – пресс-конференция.
Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элемент традиционной формы на части занятия (пары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.
Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.
В ходе их разрешения и в итоге – как результат – слушатели приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.
Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психологические исследования показывают, что наглядность не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений.
Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряды, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:
Обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
Обеспечить усвоение новой информации;
Демонстрировать разные способы визуализации.
В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:
Натуральные;
Изобразительные (слайды, рисунки, фото);
Символические (схемы, таблицы).
В визуализованной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режессуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:
Уровень подготовленности и образованности аудитории;
Профессиональную направленность;
Особенности конкретной темы.
Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.
Лекции с заранее запланированными ошибками призвана:
Активизировать внимание слушателей;
Развивать их мыслительную деятельность;
Формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.
Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.
Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Такую лекцию можно проводить:
В начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;
В середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;
В конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.
Процесс обучения студентов предусматривает практические задания. Они предназначены для углубленного изучения дисциплин. Их формы разнообразны.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
Цель практических занятий. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке дальнейших навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План практического занятия отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.
Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель .
Структура практического занятия в основном одинакова:
Вступление преподавателя;
Ответы на вопросы студента по неясному материалу;
Практическая часть как плановая;
Заключительное слово преподавателя.
Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты и пр.
Цель занятия должна быть ясна не только для преподавателя, но и для студента.
Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали настроение сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в обучении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.
При разработки заданий и плана занятий, преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента , выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студента.
При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариативно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике образования.
Термин «практическое занятие» используется в педагогике как родовое понятие, включающее такие виды, как лабораторную работу, упражнение, семинар в его разновидностях. Аудиторные практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями. На младших курсах практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями. Почти весь лекционный курс в его основной, наиболее сложной части на дневных и вечерних отделениях проходит через лекции и практические занятия, которые логически продолжают работу, начатую на лекции.
Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем, упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.
Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если студенты предварительно не поработают над конспектом, учебником, учебным пособием, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.
Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Структура практических занятий в основном одинакова — вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть, заключительное слово преподавателя. Разнообразие возникает в основной, собственно практической части, включающей рефераты, доклады, дискуссии, тренировочные упражнения, решение задач, наблюдения, эксперименты и т. д. Опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков, техникой решения задач, построения графиков и т. п. Студенты должны всегда видеть ведущую идею курса и связь ее с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе жизненный характер, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает их с практикой жизни.
Студенты, как правило, отдают себе отчет в том, в какой мере им необходимы данные практические занятий для предстоящей профессиональной деятельности. Если студенты поймут, что все учебные возможности занятий исчерпаны, интерес к ним будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, что ведет к переживанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует студента. Если же студенты замечают «топтание на месте», уровень мотивации может заметно снизиться.
Преподаватель должен проводить занятия так, чтобы все студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, поэтому при разработке плана занятий и индивидуальных заданий преподаватель должен учитывать подготовку и интересы каждого студента. Преподаватель при этом будет выступать в роли консультанта, наблюдающего за работой каждого студента и способного вовремя оказывать педагогически оправданную помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы студента. При такой организации проведения занятий в аудитории не возникает мысли о том, что возможности занятий исчерпаны.
При проведении практических занятий особенно важно, как, впрочем, и в учении вообще, учитывать роль повторений. Однообразие примеров, иллюстраций, субъективное ощущение повторения как замедления движения вперед значительно ухудшают усвоение. Поэтому важно проводить повторения под новым углом, зрения, в новом аспекте, что, к сожалению, не всегда используется в практике вузовского обучения.
Одним из необходимых условий эффективности учебно-тренировочного процесса является правильное построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную возрастными особенностями, технической и тактической подготовленностью занимающихся, периодом подготовки и другими причинами, учебно-тренировочное занятие проводится в соответствии с определенными закономерностями, общими для всех видов спорта. Эти закономерности, предусматривающие целесообразную последовательность выполнения педагогических задач, учитывает типовая структура занятий.
Практические занятия в боксе могут носить учебно-тренировочный и тренировочный характер.
Учебно-тренировочное занятие. На учебно-тренировочных занятиях боксеры приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные. Повторение движения или действия уже является процессом тренировки. Постепенное и все более широкое усвоение боевых средств закрепляется в условном в вольном боях. Боксер, стремящийся к высоким спортивным достижениям, должен постепенно повышать свое спортивное мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать не только новые технические навыки, но и тактику их применения в различных условиях боя. Поэтому учебно-тренировочные занятия приемлемы для боксеров всех разрядов.
Тренер, планируя общий курс обучения боксера, последовательно вводит в занятия новые упражнения и действия, строго учитывая при этом качество усвоения пройденного материала, чтобы обеспечить преемственность в обучении.
Тренировочное занятие. Во время тренировочных занятий боксер совершенствует физические качества и технико-тактические навыки. Например, на коротких сборах по подготовке к соревнованиям боксер главным образом стремится совершенствовать свое мастерство в условиях боевой практики с боксерами разного стиля и манеры ведения боя; сохранить с помощью упражнений на снарядах хорошую спортивную форму, не изучая новых приемов.
В основном учебно-тренировочные и тренировочные занятия проводятся в группе. Входящие в группу должны быть примерно одной квалификации, так как тренер дает всем одно задание по изучению и совершенствованию технических и тактических действий.
Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную в заключительную.
Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть:
Физиологическая разминка предусматривает : а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности органов дыхания и кровообращения; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительного напряжения мышц.
В образовательной части выполняются специальные упражнения, которые подбирают в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, возраста; периода подготовки и направленности занятия.
Вначале, как правило, применяют упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что для этой части занятия характерно значительное повышение подвижности нервных процессов и создание оптимальных условий для выполнения более сложных упражнений с большой интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части занятия повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов (уровень сенсомоторных реакций) по сравнению с исходными данными в покое увеличивается незначительно. Следует также учитывать индивидуальные особенности боксера.
В этой части занятия нельзя уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.
Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм спортсмена, позволяют улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения.
Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока. Если задачей основной части занятия является развитие подвижности и ведение боя на дальней дистанции, то в подготовительную часть следует включать соответствующие упражнения в передвижении, нанесении прямых ударов, уклоны туловищем и другие, с тем чтобы этим содействовать быстрейшему овладению специальными навыками во время тренировки в парах.
В подготовительную часть включают также строевые упражнения, с помощью которых можно быстро и удобно распределить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют соблюдению порядка и дисциплины на занятиях.
Последовательность проведения упражнений . Начинают занятия со строевых упражнений, за ними выполняют упражнения, улучшающие работу органов дыхания и кровообращения, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседания и др.), далее следуют специальные подготовительные упражнения со скакалкой, в передвижениях, ударах, бой с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняют как стоя на месте, так и в передвижении.
В основной части занятия решаются следующие задачи : 1. Овладение техническими в тактическими навыками и совершенствование их. 2. Психологическая подготовка, вырабатывание способности к большому психическому напряжению. 3. Развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
Нагрузка во время этой части занятия должна нарастать по объему и особенно по интенсивности. Например, после изучения приемов в парах по заданию тренера (сначала медленно, а затем постепенно увеличивая скорость их выполнения) переходят к закреплению и совершенствованию приемов в условном или произвольном учебном бою. Произвольный бой на ринге с партнером требует большого физического и нервного напряжения. Поэтому к условному или вольному бою переходят после изучения приемов боя в парах, перед упражнениями на снарядах. Упражнения на боксерских снарядах и лапах снижают нервное напряжение после учебных боев на ринге, поэтому их выполняют в конце основной части занятия.
В заключительной части занятия нужно привести организм занимающегося в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части иногда используют упражнения для развития силы и гибкости отдельных групп мышц - стоя, сидя и лежа. Затем применяют успокаивающие упражнения, легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Включают также отвлекающие упражнения (на внимание, подвижные игры и др.).
Место упражнений в той или иной части занятия зависит от квалификации группы, целенаправленности занятия и возраста занимающихся. В начальной стадии обучения, например, упражнения по изучению техники движения ударов и защит включают в основную часть занятия. По мере овладения сложными действиями упражнения в механике движений переводят в подготовительную часть занятия, где они становятся уже подготовительными упражнениями. Квалифицированные боксеры в занятии по боевой практике, приближенном к соревновательным условиям, используют для разминки упражнения со скакалкой и упражнения в ударах на боксерских снарядах; после напряженного боя (в тренировочном занятии) они могут ограничиться легкими дыхательными упражнениями.
– помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;
– научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчётов, графических и других видов заданий;
– научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;
– упрочить образовавшиеся на лекции связи и ассоциации путём повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины (однообразные стереотипные повторения не приводят к осмыслению знаний);
– формировать умение учиться самостоятельно, т. е. овладеть методами, способами и приёмами самообучения, саморазвития и самоконтроля;
– обеспечивать развитие творческой активности личности студента, его научного мышления и речи; способствовать росту обучающихся как творческих работников;
– проверить знания студентов – средство достаточно оперативной обратной связи.
Требования к практическому занятию
1. Научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.
2. Не только должно строго чередоваться во времени с лекцией, но и быть с ней методически связанным проблемной ситуацией.
3. Должно готовить обучающихся к очередной лекции.
4. Нельзя ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач: обучающиеся всегда должны видеть связь курса с практикой; больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.
5. Чем ближе лекционные сведения к материалу, рассматриваемому на практическом занятии, тем легче преподавателю вовлечь студентов в творческий поиск.
6. Чёткая согласованность подачи материала на лекции и на практическом занятии как в определении понятий, так и в изложении последовательности отдельных фактов, сокращений, обозначений и т. д.
7. Научить студентов коллективной работе, формировать групповое мышление.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т. д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия. У преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объёме работ, который должен выполнить каждый обучающийся.
Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.
Требования к подготовке преподавателя к практическому занятию:
– просмотреть текст лекции;
– выделить понятия, положения, закономерности, которые необходимо проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях;
– подобрать вопросы, контролирующие знания на понимание обучающимися теоретического материала;
– выбрать материал для примеров и упражнений;
– подбирая задачи и логические задания, представлять дидактическую цель: какие навыки и умения применительно к какой задаче развивать, каких усилий это потребует от обучающихся, в чём должно проявиться творчество студентов при решении данной задачи;
– выполнить или решить подобранные задачи и тесты самим преподавателем (предварительно решить и методически обработать);
– подготовить выводы из решённой задачи, подготовить итоговое выступление;
– планировать время как для решения простейших, распространённых примеров, так и для более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки;
– поддерживать ощущение увеличения сложности выполняемых заданий, что ведёт к осознанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует познавательную деятельность;
– учитывать подготовку и интересы каждого студента, чтобы студенты были заняты напряжённой творческой работой, и каждый получил возможность проявить свои способности;
– вначале давать студентам лёгкие задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действий, данных на лекции для осмысления и закрепления; решение задач по образцу;
– затем предлагать задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, предполагающую умение дать анализ целесообразности данного способа действия, высказать свои соображения по поводу условий задачи, гипотез, полученных результатов, т. е. развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся;
– затем предлагать ещё более сложные задачи, т. е. комплексные, предназначенные для контроля глубины изучения материала или курса – вначале требующие отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем – полностью продуктивной (творческой);
– подобрать иллюстративный материал, необходимый для решения задач, продумать расположение рисунков и записей на доске и т. д.;
– создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке плана проведения практического занятия для каждой группы с учётом её подготовленности.
В какой форме целесообразно составить план? В той, наверное, к которой привык сам преподаватель. Он включает общие исходные данные для проведения практического занятия и содержательную часть. Необходимо отметить в плане следующее:
– сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий,
– сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы задать;
– какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности; на что обратить внимание в той или иной задаче;
– как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче (тесту);
– кого опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач;
– какие задачи предложить для решения на местах без вызова к доске;
– какие задачи предложить «сильным» студентам;
– какие задачи задать для самостоятельного решения дома.
Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы.
Лекция, в отличие от учебника, является актуальной, отражает последние изменения правового регулирования, содержит сведения, поясняющие положения семейного права, разъясняет возможности применения гражданского законодательства в профессии юриста. Лекции позволяют своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления.
Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.
В учебно-воспитательном процессе лекция выполняет несколько функций:
– информационно-познавательная – изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в юридической литературе;
– мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, точнее – определение его общего идейно-теоретического направления;
– логико-методологическая – формирование творческого мышления обучающихся, вооружение их методологией научного исследования;
– воспитательная – выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;
Исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала, меняется методика и формат лекции.
Виды лекций и особенности их использования в подготовке специалистов для судебной системы: вводная, учебно-программная, установочная, обзорная, заключительная.
Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения учебной дисциплины. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе высшего образования. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе юридических знаний. Основным методом изложения является популярное чтение лекции, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познание нового, расширение кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы обучающиеся могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся.
Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем.
Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель преподавателя на данной лекции. Широкое применение иллюстративного материала для того чтобы дать обучающимся опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов – необходимость на таких лекциях. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, постановка проблемы, расстановка ориентиров для её решения.
Академическая («базисная») лекция обладает традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность, чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания теории и практики в области налогового права.
Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении обучающихся, анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.
Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний по налоговому праву.
Практическое (семинарское) занятие – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы эта форма занятий, проводимых под руководством преподавателя, обеспечивает качественное изучение дисциплины и овладение навыками ее применения в практической деятельности в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической сферах.
Практическое занятие предназначается для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.
Практическое занятие – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и обучающиеся, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений обучающихся по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям стандарта высшего профессионального образования.
При условии соблюдения требований методики их проведения практические занятия выполняют многогранную роль:
– стимулируют регулярное изучение обучающимися первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;
– закрепляют знания, полученные обучающимися при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;
– расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии;
– позволяют обучающимся проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное;
– способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии;
– прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают обучающихся свободно оперировать терминологией, правовыми понятиями и категориями;
– предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы обучающихся над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях;
– позволяют изучить мнения, интересы обучающихся, служат средством контроля преподавателя не только за работой обучающихся, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.
Ведущая функция практического занятия – познавательная.
В процессе обсуждения на занятии конкретных правовых проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания обучающихся. Даже само углубление знаний, движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям обучающихся более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.
Воспитательная функция практического занятия вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование правового мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев.
Функция контроля, присущая практическому занятию, проявляется в проверке содержательности, глубины и систематичности самостоятельной работы обучающихся. Она является вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям.
Типы семинарских занятий : традиционный семинар, семинар-дискуссия, коллоквиум, семинар-исследование, тренинги др. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта слушателей.
Просеминар – занятие, готовящее к семинару, с целью ознакомить студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними:
– особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой и творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару);
– подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.
Собственно семинар :
– развернутая беседа по заранее известному плану;
– небольшие доклады студентов магистратуры.
На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
– узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;
– вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.
Более серьезные задачи решаются на спецсеминарах , которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу. Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.
Спецсеминар:
– приобретает характер научной школы;
–приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству, предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики;
– важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов (например, моделирования ситуаций);
– на итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.
Академический семинар предполагает взаимодействие преподавателя с группой как с целым (обучающая функция реализуется по отношению ко всем студентам);
Недостатки академического семинара:
– студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует;
– нет сотрудничества и взаимопомощи; попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины;
– нет личностного включения студентов в учебную деятельность;
– интеллектуальная активность студентов сковывается;
– студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой. Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом.
Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.
Междисциплинарный семинар:
– выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, юридическом, нравственном;
– могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин;
– между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме;
– метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.
Проблемный семинар:
– преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы;
– накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы;
– во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем;
– позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематический семинар:
– готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах;
– студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности;
– семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационный семинар:
– предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п.;
– студентам предлагается высказать свои соображения, мнение, точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения;
– метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.
Семинар-тренинг (использовать практикумы)
– цель: приобретение нового опыта и уяснение теоретического материала путем решения казусов, взятых из судебно-следственной практики;
– задачи: развитие методики квалификации деяний, определения признаков конкретного состава преступления, определение признаков деяния, влияющих на вид и размер назначаемого наказания;
– является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентам в конструктивном режиме;
– речь идет о конструировании идеальных образцов, в соответствии с которыми будущий профессионал мог бы находить адекватные способы решения той или иной задачи с учетом быстро меняющейся ситуации.
Семинар-дискуссия:
– диалогическое общение участников;
– накануне преподаватель, ведущий семинар, должен четко определить круг таких проблем, назвать основные литературные источники. Вполне допустимо отдельные крупные проблемы разделить на несколько более мелких, поручив их рассмотрение наиболее подготовленным студентам;
– каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию;
– нужно различать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии;
– включение элементов «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. (в зависимости от того, какой материал обсуждается);
– ведущий получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.;
– особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю.
Преподаватель должен:
– определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.
– подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.
– распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.
– готовить студентов к выбранному ролевому участию.
– руководить работой семинара.
– подводить общий итог дискуссии.
«Круглый стол»:
– отражает особенности современного профессионального общения;
– предполагает сотрудничество и взаимопомощь;
– каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений;
– студент занимает активную позицию.
Семинар-исследование:
– по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия;
– в течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями, готовят выступление;
– подгруппа выделяет докладчика, а остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентам и других подгрупп;
– в конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.
Деловая игра:
– представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого;
– воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной;
– воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени;
– студент выполняет квазипрофессиональную деятельность: знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда;
Разнообразие видов семинарских занятий, разумеется, не самоцель, а лишь средство обеспечения наиболее эффективного решения основных задач семинара.
Система докладов и рефератов к практическим занятиям, круглым столам и миниконференциям, которые готовятся обучающимися по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить обучающимся навыки научной, творческой работы, сформировать приемы публичного выступления, воспитать самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.
Несмотря на слабые стороны этой методики (зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к занятию никто всерьез не готовится, а сами выступающие изучают лишь один вопрос), такие практические занятия вызывают определенный интерес у обучающихся. На практических занятиях подобного типа формируется готовность обучающихся к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента.
Тематика докладов разнообразна: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере.
На практических занятиях практикуется подготовка рефератов и их обсуждение. Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо правовой проблеме, анализу произведения или нескольких из них, проведенных обучающимся под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Обучающийся готовит выступление по своему реферату, который может быть представлен для предварительного ознакомления обучающимися.
Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две-четыре недели и более. Реферативные доклады готовятся к окончанию какой-либо большой темы, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.
Диспут в группе или на потоке, как прием практического занятия удобен для выработки навыков устной полемики. Диспут может быть как самостоятельной формой практического занятия, так и элементом других форм практических занятий. В первом случае, как правило, объединяются занятия двух или нескольких обучающихся групп, когда с докладами выступают обучающиеся одной группы, а оппонентами – другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные занятия всегда имеют теоретическую и практическую значимость. Диспут как элемент практического занятия в рамках одной группы может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. В ходе полемики у обучающихся формируется находчивость, быстрота мыслительной реакции, личная позиция и мировоззрение.