Наконец добрались до места ночлега. Теоретический материал
Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору - вводное слово («прошу вас»); Скажи пожалуйста, какой храбрец! - цельное сочетание при выражении удивления, возмущения, негодования; Вечером пожалуйста, а днём прийти не могу - частица для выражения согласия («да»); Пригласить к себе - пожалуйста, но сам он в гости не пойдёт - частица («да»).
Засаленная кепка, с которой Бредюк, похоже, не расставался и во сне, была надвинута на лоб (Ф.) - вводное слово в середине предложения; Он отвечал, похоже даже не скрывая своего недоверия к словам собеседника - вводное слово в начале обособленного оборота; Похоже что нет - цельное сочетание.
Было уже, пожалуй, за полночь (Марк.) - вводное слово; Занять это место имеет право не он один, а пожалуй что, и другие - ц ельное сочетание; Пожалуй и нет.
Примечание. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, якобы и др. (частицы, наречия).
Пунктуационное выделение этих слов объясняется разными причинами: в одних случаях сказывается то обстоятельство, что некоторые из приведенных слов относятся к так называемым модальным частицам, близким к модальным (вводным) словам; в других - играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словам и допускающие их выделение запятыми; наконец, возможно влияние прежних правил или индивидуальной авторской пунктуации. Ср.:
У меня голова болит; я вышла на воздух - авось пройдёт (Т.); Авось, надумаете и придёте (Ч.);
В довершение всего начался дождь (Ч.). - И, в довершение всего, ни вилок, ни ножей (С.-Щ.) - факультативное обособление (см. § 20);
Небось струсил, паренёк?; Замёрзли небось?; Все они небось виноваты. - Небось, на нас не сунутся (П.); Одним не птица мельница, что, как ни машет крыльями, небось, не полетит (Н.); Ну а жена твоя? Небось, красавица (Ч.);
…Да никак колосистую рожь переросла наша дочка! (Н.); Батюшки, никак барин? (Тел.). - А мне, никак, опять есть хочется (Т.); Да, никак, ты самый обидчик и есть (С.-Щ.);
Мы примерно в этих тонах и с такими выводами вели беседу (Фурм.) («приблизительно»). - Стараюсь об ней, примерно, не думать - никак невозможно (Остр.) («например»).
9. Пунктуация при словах и словосочетаниях наконец, в конце концов, однако, конечно, вообще, в общем, во всяком случае, в свою очередь, в самом деле, в частности, главным образом, главное, значит, наоборот, например, по крайней мере, с точки зрения, со своей стороны и др. имеет свои особенности.
1) Слово наконец является вводным и обособляется:
а) если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (в значении «и еще»), завершает собой перечисление: Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик (Тел.); Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец, на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев… (Кор.); часто слову наконец при однородных членах предложения предшествуют слова во-первых, во-вторых и т. д. или с одной стороны, с другой стороны, по отношению к которым слово наконец является замыкающим перечисление;
б) если дает оценку факту с точки зрения говорящего или употребляется для выражения нетерпения, для усиления, подчеркивания чего-либо: Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (М.Г.); Да уходите же, на конец! (Ч.) В значениях «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным и выполняет функцию наречия-обстоятельства: Давал три бала ежегодно и промотался наконец (П.); Бежал, бежал, наконец устал (Усп.); …Мы поднимались всё выше и выше и наконец достигли вершины горы (Закр.); …Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены, наконец и большая часть приданого дочери (Гонч.); Наконец все дела были кончены. В этих значениях к слову наконец обычно может быть добавлена частица -то (при вводном слове такое добавление невозможно); ср.: Наконец добрались до места ночлега (= Наконец-то добрались…). - Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту (добавление частицы -то невозможно).
2) Аналогичное различие имеется между функцией вводности и функцией обстоятельства у сочетания в конце концов; ср.: Ведь, в конце концов, мы никуда не спешили (указывается не время, а вывод, к которому пришел говорящий в итоге ряда рассуждений); Ну что, в конце концов, с вами случится?; Я же не преступник, в конце концов; Актёр, в конце концов, мало подготовлен для такой ответственной роли; Он, в конце концов, достаточно осторожен; В конце концов, я во всём виноват; Случилось то, чего, в конце концов, нельзя было избежать; А скажи, пожалуйста, всё-таки, в конце концов, где у тебя жена? (А.Т.); В конце концов они [офицеры] взяли сторону командира (Н.-П.); В конце концов соглашение было достигнуто; Забастовщики в конце концов добились своего (см. указанные выше значения наречия-обстоятельства наконец: «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего»); Каштанка отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар (Ч.); Однако он не устоял перед просьбами и в конце концов согласился (Купр.).
3) Слово однако является вводным и обособляется, если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, Вера, будь осторожна (Т.); Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему (Гонч.); Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный (Гонч.); Но, однако, меня ужасно мучит шведская спичка (Ч.) - соседство слов но и однако указывает, что второе из них употреблено не в функции однозначного союза; Как я его ловко, однако! (Ч.), Столько хлопот, однако (Ч.).
В начале предложения (или части сложного предложения) либо как средство связи однородных членов слово однако имеет значение противительного союза и не является вводным: Однако хитрая политика отца ничуть не обидела его (Соб.); Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще (Л.Т.); Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Л.).
В редких случаях слово однако в начале предложения отделяется запятой, приближаясь по значению к междометию (выражает удивление, недоумение, возмущение): Однако, какой ветер! (Ч.); Однако ж, надо пить кофе (Ч.); Однако, многого захотели!
4) Слово конечно обычно выделяется запятыми в качестве вводного: Конечно, много значит привычка (Ч.); Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А.Т.); Вначале были трудности, конечно.
Но иногда слово конечно, произносимое тоном уверенности, убежденности, приобретает значение утвердительной частицы и пунктуационно не выделяется: Конечно правда!: Конечно же это так; Я конечно бы пришёл, если бы меня заранее предупредили. Ср..
ЗАДАНИЕ №10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ)
Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену. Наше занятие мы посвятим заданию№10. Пунктуационный анализ (вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; обращения).
Цели занятия
Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Закрепить навыки нахождения слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.
Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.
Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.
Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.
Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных - тире или скобки, например: Я, как мне кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров - я лежал на диване с интересным детективом - вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.
Вводные слова делятся на разряды.
Значение | Вводные слова и словосочетания |
|
Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.). | К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др. |
|
Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и | Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др. |
|
Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения. | Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др. |
|
Указывают на приёмы и способы оформления мыслей. | Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др. |
|
Указывают на источник сообщения. | Говорят, сообщают, передают, по словам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др. |
|
Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям. | Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. |
|
Указывают оценку меры того, о чем говорится. | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. |
|
Показывают степень обычности того, о чём говорится. | Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др. |
|
Выражают экспрессивность высказывания. | По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. |
|
NB ! Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания слов: авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия). |
||
Слова наконец, значит, однако, главным образом в предложении могут функционировать по-разному |
||
Слово является вводным | Слово вводным не является |
|
НАКОНЕЦ |
||
Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик. | Выполняет функцию обстоятельства (= под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; Наконец все дела были завершены. В этом значении возможна частица -то: Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались...). |
|
ОДНАКО |
||
Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хлопот, однако. | Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза но): Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело. |
|
ЗНАЧИТ |
||
Если синонимично словам следовательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень; Значит, вы не можете сегодня прийти? Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло. Если находится между частями бессоюзного сложного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок кончился. | Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём (Горький). Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться - значит победить. |
|
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ |
||
Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное). | Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию; Мне нравится в нём главный образом его искренность. |
|
6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложения, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит? 1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях: |
||
Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты. Он вспомнил эти слова, возможно услышанные в детстве. Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем. | Ср.: Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты. Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве. Ср.: Он действовал безрассудно, наперекор |
|
2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив ): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно. Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться. |
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.
В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно: предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены. Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов предложения.
Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.
Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:
Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.
NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) - не путайте их с вводными.
Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)
А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий.
Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях».
Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть - это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.
Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)
Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)
Ответ: 1256
Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке. (А. Приставкин)
Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова)
И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман)
Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе. (А. Грин)
Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.
Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо... (Б. Емельянов)
Куда (1) по-вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по-вашему.
Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным.
Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.
Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной зеленью.
Вдруг (1) двигатель как-то (2) по-особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5) простужено закашлялся.
Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим.
Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности. (Е. Гришковец)
Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было. (В. Распутин)
Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего бытия.
И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где-то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский)
Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней. (М. Канн)
Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2) там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной.
(А. Приставит)
И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6) положил дрова в сумку и ушёл прочь.
(А. Приставкин)
Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра-ля-ля? - Простите,(2) - сказал наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза.
Может быть, (4) её палата была на втором этаже? (Ю. Яковлев)
Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4) пожалевшего масла на краску. (Д. Мамин-Сибиряк)
Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А. Алексин)
Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и могучий. (Е. Носов)
Предложения с обращениями
Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).
Обращение - это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения - привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.
Обращение - неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.
Но обращения - это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).
Такие обращения - особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения.
Как выполнить это задание.
Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с под-лежащим. Сравните:
Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.
- Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева).
В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).
Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения - в начале, середине или в конце:
Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов)
Но это - самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать.
Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:
Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов).
Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и определения):
Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).
Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:
Отколе,(1) умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов) (Ответ 1, 2, 3).
6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня (Пушкин).
А теперь практические задания.
Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба
прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: - Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин)
Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) - отвечает лось, - Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) - ответил волк. (С. Алексеев)
Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...
Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)
Ответ: 345 .
Иди сюда,(1) тут родник,(2) - закричал Васька.
Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... - Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? - спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. - Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)
Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.
Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)
Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) - тотчас отвечала Таиска. - Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)
Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)
Ну какая же это верба,(1) юноши? - говорил он,(2) просматривая работы учеников.
Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...
(О. Туберовская)
Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.
Томка, (3) - сказал я жалобно, (4) - проснись. (Б. Емельянов)
Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» - как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:
Виктория, (3) ваше сиятельство!
Помилуй бог, (4) как провёл!
Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)
Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду.
Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.
Бабусик,(4) я пойду,(5) - обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)
Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)
Провидению угодно было создать
человека так, что ему нужны внезапные
потрясения, восторг, порыв и хотя
мгновенное забвение от житейских
забот; иначе, в уединении, грубеет
нрав и вселяются разные пороки.
Реутт, Псовая охота
Сторож вкруг дома господского ходит,
Злобно зевает и в доску колотит.
Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет...
Барин проснулся, с постели вскочил,
В туфли обулся и в рог затрубил.
Вздрогнули сонные Ваньки и Гришки,
Вздрогнули все — до грудного мальчишки.
Вот, при дрожащем огне фонарей,
Движутся длинные тени псарей.
Крик, суматоха!.. ключи зазвенели,
Ржавые петли уныло запели;
С громом выводят, поят лошадей,
Время не терпит — седлай поскорей!
В синих венгерках на заячьих лапках,
В остроконечных, неслыханных шапках
Слуги толпой подъезжают к крыльцу,
Любо глядеть — молодец к молодцу!
Хоть и худеньки у многих подошвы -
Да в сертуках зато желтые прошвы,
Хоть с толокна животы подвело -
Да в позументах под каждым седло,
Конь — загляденье, собачек две своры,
Пояс черкесский, арапник и шпоры.
Вот и помещик. Долой картузы!
Молча он крутит седые усы,
Грозен осанкой и пышен нарядом,
Молча поводит властительным взглядом.
Слушает важно обычный доклад:
"Змейка (*1) издохла, в забойке Набат,
Сокол сбесился, Хандра захромала".
Гладит, нагнувшись, любимца Нахала,
И, сладострастно волнуясь, Нахал
На спину лег и хвостом завилял.
В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.
Стало светать; проезжают селом -
Дым поднимается к небу столбом,
Гонится стадо, с мучительным стоном
Очеп (*2) скрипит (запрещенный законом);
Бабы из окон пугливо глядят,
"Глянь — ко, собаки!"- ребята кричат...
Вот поднимаются медленно в гору.
Чудная даль открывается взору:
Речка внизу, под горою, бежит,
Инеем зелень долины блестит,
А за долиной, слегка беловатой,
Лес, освещенный зарей полосатой.
Но равнодушно встречают псари
Яркую ленту огнистой зари,
И пробужденной природы картиной
Не насладился из них не единый.
"В Банники (*3), — крикнул помещик, -
набрось! (*4)"
Борзовщики (*5) разъезжаются врозь,
А предводитель команды собачьей,
В острове (*6) скрылся крикун — доезжачий.
Горло завидное дал ему бог:
То затрубит оглушительно в рог,
То закричит: "Добирайся, собачки!
Да не давай ему, вору, потачки!"
То заорет: "Го-го-го! — ту!-ту!!-ту!!!"
Вот и нашли — залились на следу.
Варом-варит (*7) закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,
В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!
Однопометников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,
Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!
Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! что твой Бетховен!
Ближе и лай, и порсканье, и крик -
Вылетел бойкий русак — материк!
Гикнул помещик и ринулся в поле...
То — то раздолье помещичьей воле!
Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы!
Очи горят благородным огнем -
Чудное что — то свершилося в нем!
Здесь он не струсит, здесь не уступит,
Здесь его Крез за мильоны не купит!
Буйная удаль не знает преград,
Смерть иль победа — ни шагу назад!
Смерть иль победа! (Но где ж, как не в буре,
И развернуться славянской натуре?)
Зверь отседает (*8) — и в смертной тоске
Плачет помещик, припавши к луке.
Зверя поймали — он дико кричит,
Мигом отпазончил (*9), сам торочит (*10),
Гордый удачей любимой потехи,
В заячий хвост отирает доспехи
И замирает, главу преклоня
К шее покрытого пеной коня.
Много травили, много скакали,
Гончих из острова в остров бросали,
Вдруг неудача: Свиреп и Терзай
Кинулись в стадо, за ними Ругай,
Следом за ними Угар и Замашка -
И растерзали в минуту барашка!
Барин велел возмутителей сечь,
Сам же держал к ним суровую речь.
Прыгали псы, огрызались и выли
И разбежались, когда их пустили.
Ревма — ревет злополучный пастух,
За лесом кто — то ругается вслух.
Барин кричит: "Замолчи, животина!"
Не унимается бойкий детина.
Барин озлился и скачет на крик,
Струсил — и валится в ноги мужик.
Барин отъехал — мужик встрепенулся,
Снова ругается; барин вернулся,
Барин арапником злобно махнул -
Гаркнул буян: "Караул, караул!"
Долго преследовал парень побитый
Барина бранью своей ядовитой:
"Мы — ста тебя взбутетеним дубьем
Вместе с горластым твоим холуем!"
Но уже барин сердитый не слушал,
К стогу подсевши, он рябчика кушал,
Кости Нахалу кидал, а псарям
Передал фляжку, отведавши сам.
Пили псари — и угрюмо молчали,
Лошади сено из стога жевали,
И в обагренные кровью усы
Зайцев лизали голодные псы.
Так отдохнув, продолжают охоту,
Скачут, порскают (*11) и травят без счету.
Время меж тем незаметно идет,
Пес изменяет, и конь устает.
Падает сизый туман на долину,
Красное солнце зашло вполовину,
И показался с другой стороны
Очерк безжизненно — белой луны.
Слезли с коней; поджидают у стога,
Гончих сбивают, сзывают в три рога,
И повторяются эхом лесов
Дикие звуки нестройных рогов.
Скоро стемнеет. Ускоренным шагом
Едут домой по холмам и оврагам.
При переправе чрез мутный ручей,
Кинув поводья, поят лошадей -
Рады борзые, довольны тявкуши:
В воду залезли по самые уши!
В поле завидев табун лошадей,
Ржет жеребец под одним из псарей...
Вот наконец добрались до ночлега.
В сердце помещика радость и нега -
Много загублено заячьих душ.
Слава усердному гону тявкуш!
Из лесу робких зверей выбивая,
Честно служила ты, верная стая!
Слава тебе, неизменный Нахал,-
Ты словно ветер пустынный летал!
Слава тебе, резвоножка Победка!
Бойко скакала, ловила ты метко!
Слава усердным и бурным коням!
Слава выжлятнику (*12), слава псарям!
Выпив изрядно, поужинав плотно,
Барин отходит ко сну беззаботно,
Завтра велит себя раньше будить.
Чудное дело — скакать и травить!
Чуть не полмира в себе совмещая,
Русь широко протянулась, родная!
Много у нас и лесов и полей,
Много в отечестве нашем зверей!
Нет нам запрета по чистому полю
Тешить степную и буйную волю.
Благо тому, кто предастся во власть
Ратной забаве: он ведает страсть,
И до седин молодые порывы
В нем сохранятся, прекрасны и живы,
Черная дума к нему не зайдет,
В праздном покое душа не заснет.
Кто же охоты собачьей не любит,
Тот в себе душу заспит и погубит.
Примечания к "ПСОВОЙ ОХОТЕ"
*1 Змейка, Набат, Сокол, Хандра, Нахал и далее употребляющиеся в этой
пьесе названия — Свиреп, Терзай, Ругай, Угар, Замашка,
Победка — собачьи клички.
*2 Так называется снаряд особого устройства, имеющий в спокойном
положении форму неправильного треугольника. С помощью этого снаряда
в некоторых наших деревнях достают воду из колодцев, что производится
с раздирающим душу скрипом.
*3 Банники — название леска.
*4 Набрасывать — техническое выражение: спускать гончих с остров для
отыскания зверя (остров — отъемный лес, удобный, по положению своему,
для охотников). Набрасывает гончих обыкновенно так называемый доезжачий;
бросив в остров, он поощряет их порсканьем (порскать — значит у
охотников криками понуждать гончих к отысканию зверя и подбивать всю
стаю на след, отысканный одною) и вообще содержит в неослабном
повиновении своему рогу и арапнику. Помощник его называется подъезжим.
*5 См.примеч. 4.
*6 См.примеч. 4.
*7 Варом — варит — техническое выражение, употребляется, когда гонит вся
стая дружно, с неумолкающим лаем и заливаньем, что бывает, когда собаки
попадут на след только что вскочившего зайца (называемый горячим следом)
или когда зверь просто у них в виду. В последнем случае говорится: гонят
по зрячему, и гон бывает в полном смысле неистовый. При жарком и дружном
гоне хорошо подобранной стаи голоса гончих сливаются в довольно стройную
и не чуждую дикой приятности гармонию, для охотников ни с чем не
сравнимую.
*8 Зверь отседает — говорят, когда заяц, уже нагнанный борзыми, вдруг
оставляет их далеко за собою, обманув неожиданным уклонением в сторону,
прыжком вверх или другим каким — нибудь хитрым и часто разительным
движением. Иногда, например, он бросается просто к собакам; собаки с
разбега пронесутся вперед, и, когда попадут на новое направление зайца,
он уже далеко.
*9 Отпазончить — отрезать задние лапы в среднем суставе.
*10 Торочить, приторачивать — привязывать зайца к седлу, для чего при
охотничьих седлах находятся особенные ремешки, называемые тороками.
*11 См.примеч. 4.
*12 Тявкуша — то же, что гончая, иногда также называются выжлецами
(в женск. — выжловка); от этого слова доезжачий, заправляющий
ими, называется еще выжлятником.
ЗАДАНИЕ №10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ)
Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену. Наше занятие мы посвятим заданию№10. Пунктуационный анализ (вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; обращения).
Цели занятия
Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Закрепить навыки нахождения слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.
Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.
Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.
- Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.
- Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных - тире или скобки, например: Я, как мне кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров - я лежал на диване с интересным детективом - вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.
- Вводные слова делятся на разряды.
Значение | Вводные слова и словосочетания |
|
Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.). | К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др. |
|
Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.)- | Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др. |
|
Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения. | Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др. |
|
Указывают на приёмы и способы оформления мыслей. | Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др. |
|
Указывают на источник сообщения. | Говорят, сообщают, передают, по словам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др. |
|
Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям. | Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. |
|
Указывают оценку меры того, о чем говорится. | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. |
|
Показывают степень обычности того, о чём говорится. | Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др. |
|
Выражают экспрессивность высказывания. | По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. |
|
авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия). |
||
|
||
Слово является вводным | Слово вводным не является |
|
НАКОНЕЦ |
||
Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик. | Выполняет функцию обстоятельства (= под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; Наконец все дела были завершены. В этом значении возможна частица -то: Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались...). |
|
ОДНАКО |
||
Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хлопот, однако. | Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза но): Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело. |
|
ЗНАЧИТ |
||
Если синонимично словам следовательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень; Значит, вы не можете сегодня прийти? Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло. Если находится между частями бессоюзного сложного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок кончился. | Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём (Горький). Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться - значит победить. |
|
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ |
||
Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное). | Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию; Мне нравится в нём главный образом его искренность. |
|
6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложения, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит? 1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях: |
||
Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты. Он вспомнил эти слова, возможно услышанные в детстве. Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем. | Ср.: Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты. Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве. Ср.: Он действовал безрассудно, наперекор |
|
2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив ): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно. Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться. |
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.
В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно: предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены. Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов предложения.
Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.
Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:
Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.
NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) - не путайте их с вводными.
Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)
А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий.
Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях».
Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть - это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.
Ответ: 12
Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)
Ответ: 12
Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)
Ответ: 1256
Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке. (А. Приставкин)
Ответ: 34
Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова)
Ответ: 12
И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман)
Ответ: 12
Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе. (А. Грин)
Ответ: 23
Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.
Ответ: 34
Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо... (Б. Емельянов)
Ответ: 12
Куда (1) по-вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по-вашему.
Ответ: 12
Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным.
Ответ: 12
Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.
Ответ: 34
Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной зеленью.
Ответ: 12
Вдруг (1) двигатель как-то (2) по-особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5) простужено закашлялся.
Ответ: 45
Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим.
Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности. (Е. Гришковец)
Ответ: 12
Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было. (В. Распутин)
Ответ: 23
Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего бытия.
И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где-то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский)
Ответ:125
Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней. (М. Канн)
Ответ:34
Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2) там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной.
(А. Приставит)
Ответ: 2
И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6) положил дрова в сумку и ушёл прочь.
(А. Приставкин)
Ответ: 23
Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра-ля-ля? - Простите,(2) - сказал наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза.
Может быть, (4) её палата была на втором этаже? (Ю. Яковлев)
Ответ: 4
Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4) пожалевшего масла на краску. (Д. Мамин-Сибиряк)
Ответ: 23
Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А. Алексин)
Ответ: 34
Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и могучий. (Е. Носов)
Ответ: 12
Предложения с обращениями
Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).
Обращение - это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения - привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.
Обращение - неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.
Но обращения - это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).
Такие обращения - особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения.
Как выполнить это задание.
- Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с под-лежащим. Сравните:
Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.
Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева).
В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).
- Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения - в начале, середине или в конце:
Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов)
Но это - самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать.
- Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:
Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов).
- Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и определения):
Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).
- Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:
Отколе,(1) умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов) (Ответ 1, 2, 3).
6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня (Пушкин).
А теперь практические задания.
Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба
прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: - Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин)
Ответ: 45
Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) - отвечает лось, - Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) - ответил волк. (С. Алексеев)
Ответ: 123
Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...
Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)
Ответ: 345 .
Иди сюда,(1) тут родник,(2) - закричал Васька.
Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... - Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)
Ответ: 4
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? - спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. - Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)
Ответ: 12
Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.
Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)
Ответ: 1
Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) - тотчас отвечала Таиска. - Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)
Ответ: 2
Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)
Ответ: 1
Ну какая же это верба,(1) юноши? - говорил он,(2) просматривая работы учеников.
Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...
(О. Туберовская)
Ответ: 13
Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.
Томка, (3) - сказал я жалобно, (4) - проснись. (Б. Емельянов)
Ответ: 3
Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» - как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:
Виктория, (3) ваше сиятельство!
Помилуй бог, (4) как провёл!
Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)
Ответ: 123
Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду.
Ответ: 34
Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.
Бабусик,(4) я пойду,(5) - обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)
Ответ: 4 .
Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)
Ваши рассуждения естественно подводят нас к правильному
решению (естественным образом).- Ваши рассуждения, естествен-
но, подводят нас к правильному решению («разумеется»).
Таким образом конфликт был благополучно разрешен («таким
способом»).- Таким образом, конфликт был благополучно разре-
шен («итак»).
После обхода больных врач может быть у себя в кабинете
(«может находиться»).- После обхода больных врач, может быть,
у себя в кабинете («возможно»).
Я потом он стал знаменитым («затем, после этого»).-Я по-
том, он в моих глазах знаменитость («кроме того»).
Не иначе как отец дознался (цельное сочетание не иначе как;
об отсутствии запятой перед как см. § 114, п. 2).- Не иначе, кто-
нибудь из мальчишек это сделал (вводное сочетание не иначе в зна-
чении «должно быть»).
Ср. также предложения:
Правда, хорошо, что он приехал? (правда-вводное слово, в зна-
чении «не правда ли?»).-Правда, на дискуссию у него ушло много
сил, но зато молодежь, участвовавшая в ней, многому научилась
(Н. Островский) (правда - вводное слово в функции уступительного
союза).- Что касается Кирилла Извекова, то ведь и правда могло
померещиться, будто молодой человек зашел во двор (Федин) (правда--
частица, в значении «действительно»),
Без меня все пропадет, иотецсо старухой, гляди, по миру пойдут
(Чехов) (гляди - вводное слово, в значении «весьма вероятно, очень
может быть»).-Он, того и гляди, нагрянет неожиданно (вводное
сочетание, указывающее на возможность внезапного действия).-
Гляди не простудись (гляди - частица при форме повелительного
наклонения для выражения предостережения).- Хоть и малень-
кий, а гляди как защищается (гляди - частица с усилительным
значением).
Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (пожалуй-
ста- вводное слово в значении «прошу вас»).-Скажи пожа-
луйста, какой храбрец! (цельное сочетание скажи пожалуйста при
выражении удивления, возмущения, негодования).- Вечером
пожалуйста, а днем прийти не могу (пожалуйста - частица
для выражения согласия, в значении «да»).
3. Слово наконец является вводным, если оно указывает связь
мыслей, порядок изложения (в значении «и еще») или дает оценку
факта с точки зрения говорящего, например: Да и наконец, всегда
лучше впасть в ошибку, думая хорошо (Горький); Да уходите же,
наконец! (Чехов). В,значении же «под конец», «напоследок», «после
всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным,
например: ...Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли
вершины горы (Закруткин); ...Быстро ушли все наличные деньги,
бриллианты жены, наконец и большая часть приданого дочери (Гон-
чаров). Часто удается проверить указанное выше различие в функ-
ции слова наконец добавлением к нему частицы -то", при обстоятель-
стве это большей частью возможно, а при вводном слове нет; ср.:
Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались...).
Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту (добавление
частицы -то невозможно).
Аналогичное различие имеется между функцией обстоятельства
и функцией вводного слова у сочетания в конце концов; ср.: В конце
концов они [офицеры] взяли сторону командира (Новиков-Прибой).-
Актер, в конце концов, мало подготовлен для такой ответственной
" роли.
/ Слово однако является вводным, если стоит в середине или
в конце предложения, например: Смотри, однако, Вера, будь осто-
_ рожна (Тургенев); Как, я его ловко, однако! (Чехов). В начале пред-
-ложения (части сложного предложения) или как средство связи
однородных членов слово однако имеет значение противительного
союза и не является вводным, например: Мы не надеялись никогда
более встретиться, однако встретились (Лермонтов). Исключение
составляют те случаи, когда слово однако в начале предложения
имеет значение междометия и на этом основании отделяется запя-
той, например: Однако, какой ветер! (Чехов).
Слово конечно, употребляемое, как правило, в роли вводного,
может выступать в функции частицы и запятыми не выделяться,
например: Конечно же все кончится благополучно! .Я конечно б встре-
тил вас, если бы точно знал час вашего приезда.
Слово значит является вводным, если оно синонимично словам
«следовательно», «стало быть», например: Солнечные пятна были
на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли;