Этика экспертной деятельности в системе дошкольного образования. Экспертиза образовательных программ для доу
В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27), приказ Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».
Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации выступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. До его введения в действие критериями для экспертной
оценки деятельности дошкольного учреждения являются временные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения» к приказу МО РФ № 448.
На основании данной системы критериев осуществляется экспертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:
кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд ников);
организация деятельности дошкольного учреждения (руковод ство и управление);
материально-технические и медико-социальные условия пре бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья);
оценка деятельности детского сада родителями воспитанни ков.
Аттестация дошкольного образовательного учреждения происходит в два этапа:
первый этап- самоэкспертиза по всем аспектам своей деятельности;
второй этап - экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.
Цель первого этапа - самоэкспертизы - выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руководителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкретным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повышения качества материальной развивающей среды; демократизации системы управления и контроля дошкольным учреждением.
Ответственным лицом за организацию и проведение самоэкспертизы является руководитель дошкольного образовательного учреждения. Его основные задачи: разъяснить сотрудникам цели и содержание аттестации, создать в дошкольном учреждении в этот период положительный психологический климат, обучить технологии самоэкспертизы.
Технология самоэкспертизы основана на самооценке всех аспектов деятельности дошкольного учреждения по балльной системе. Сбор данных для самоанализа осуществляется методами педагогической диагностики: наблюдениями в группах, беседами с детьми
с использованием тестовых игровых заданий для выявления урон ня развития ребенка, анализом продуктов детской деятельное!и (рисунки, поделки и пр.), анкетированием воспитателей и родителей воспитанников, анализом медицинской и педагогической до кументации и т.д.
Суть технологии состоит в заполнении по результатам самоэкс пертизы диагностических карт по балльной системе оценки и ми тематической обработке полученных данных.
Карты для диагностики содержания и методов воспитания и обучения в детском саду (раздел 1 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) индексированы по основным направлениям образовательного процесса работы с детьми. Например, И - развитие ш ровой деятельности, Р - речевое развитие ребенка, Ма - форми рование элементарных математических представлений, Э - раз витие экологической культуры детей и т.д.
балл - деятельность дошкольного учреждения не соответ ствует критерию; 2
балла - частично соответствует критерию; 3
балла - полностью соответствует критерию.
В процессе математической обработки данных вначале полечи тываются баллы всех подкритериев, а затем определяется средний балл по каждому критерию путем нахождения среднего арифметического. Например, И (развитие игровой деятельности):
И 1 = (И 1.1 + И 1.2 + И 1.3 + И 1.4 + И 1.5) : 5 =
= (3 + 2 + 3 + 2 + 2) : 5 = 2,4 (приложение 3).
При составлении администрацией дошкольного образователы гого учреждения отчета об этом аспекте его деятельности высчитываю! сводные баллы по всем группам с учетом экспертных оценок педа гогов-специалистов, руководителей детских студий, секций, кружков, клубов и т.д. Средние баллы по каждому направлению обра ю вательной работы с детьми суммируют и делят на количество групп Если данное направление оценивал также педагог-специалист, то его экспертную оценку суммируют с данными по группам, а затем вычисляют среднее арифметическое (приложение 4).
Средний балл по всем критериям данного аспекта деятельно сти дошкольного учреждения для аттестации должен быть не ниже 1,5, а средние баллы (коэффициенты) по каждому направлению развития ребенка (речевое, музыкальное, физическое и т.д.) - не ниже 1,2. Если средний балл по всем критериям ниже 1,5 или средний балл хотя бы по одному из направлений развития детей ниже 1,2, требуется провести необходимые улучшения для выхода на повторную самоаттестацию.
Самоэкспертиза по кадровому и материально-техническому обеспечению, руководству и управлению дошкольным учреждением, медико-социальным условиям в детском саду проводится руководителем учреждения. Критерии экспертных оценок по данным аспектам деятельности дошкольного учреждения представлены в разделах 2 -4 приложения 1 к приказу МО РФ № 448. Данные критерии оцениваются по двухбалльной системе: «да», «нет» (при необходимости заполняется графа «Комментарии»).
Оценка деятельности детского сада родителями осуществляется путем анонимного анкетирования (раздел 5 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) и завершает этап самоэкспертизы.
В итоговом листе указывают количество ответов «да» и «нет», «не знаю» по каждому из 10 вопросов анкеты и процент незаполненных анкет.
Длительность этапа самоэкспертизы не регламентирована, однако практика показывает, что он занимает от 2 до 4 месяцев, включая время на необходимые улучшения.
Завершая этап самоэкспертизы, руководитель дошкольного учреждения должен подготовить следующий пакет документов: 1)
заявление; 2)
копию устава дошкольного учреждения; 3)
копию лицензии на право образовательной деятельности; 4)
материалы самоэкспертизы; 5)
гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе нием аттестации.
Второй этап аттестации - экспертная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения экспертами независимой аттестационной комиссии, которая создается органами управления образованием на период проведения аттестации. В приказе указывается ее численный и персональный состав, сроки аттестации данного учреждения. В состав комиссии входят специалист в области дошкольной педагогики, психолог, медик, представители органа местного самоуправления и общественности. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного учреждения, проходящего аттестацию.
Предметом экспертизы на данном этапе аттестации является отчет о деятельности детского сада, составленный администрацией дошкольного учреждения по результатам самоэкспертизы, а также все аспекты деятельности учреждения.
Технология экспертной оценки предполагает экспертизу документов, выборочные проверки отчета на предмет его соответствия заявленным критериям. Результаты аттестационного обследования образовательного учреждения экспертами должны не только обеспечить решение вопроса об аттестации учреждения в соответствии с заявленным им типом, но и подтвердить правомочность притязаний на тот или иной вид и категорию.
анализ организации деятельности, руководства и управления учреждением;
анализ ее результатов;
анализ ее условий.
При этом особое внимание эксперты уделяют использованию современных форм организации образовательного процесса, координации деятельности воспитателей и педагогов-специалистов, взаимодействию с родителями, планированию работы, реализации комплексно-целевой программы развития дошкольного учреждения, координации деятельности с учреждениями и организациями научно-методического обеспечения развития дошкольников.
Для сбора данной информации эксперты используют методы психолого-педагогической диагностики: наблюдения, беседы с детьми, родителями и персоналом детского сада, изучение документации, результатов детской деятельности, тестирование педагогов по методике «Социально-психологический климат».
Экспертная оценка результатов образовательной деятельности основана на выявлении уровня физического и психического развития детей, в том числе общей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Для экспертной оценки используют диагностические методики и показатели, которые прошли апробацию, подтвердившую их валидность и надежность, не требующие длительного исследования.
Математическая обработка данных экспертных оценок целесообразна с помощью ЭВМ по программе «Комплексная автоматизированная система диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации» (КАСДОУ «Аттестация»).
Присутствие членов аттестационной комиссии в дошкольном учреждении (два дня) не должно менять режим работы, привычный характер деятельности. Порядок работы комиссии экспертов, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения определяются самой комиссией и оформляются протоколом.
Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным учреждением требований государственного стандарта дошкольного образования, а также соответствия типу, виду и категории. Если эксперты считают, что дошкольное учреждение заслуживает повышенной категории, в заключении содержатся рекомендации учредителю об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. Заключение подписывают все члены аттестационной комиссии. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.
Заключение доводят до сведения коллектива дошкольного учреждения и представляют в орган управления образованием, про-
водящий аттестацию. Приказ о признании дошкольного учреждения аттестованным (неаттестованным) издается в двухнедельный срок. Положительное экспертное заключение является основанием для получения документа о государственной аккредитации. В свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований: центр развития ребенка - первая категория; детский сад общеразвивающего вида - вторая категория; детский сад компенсирующего вида - вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления - вторая категория; детский сад комбинированного вида - вторая категория; детский сад - третья категория.
По результатам аттестации дошкольное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации можно обжаловать в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторную аттестацию (по требованию дошкольного учреждения) имеют право проводить не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа в государственной аккредитации.
Аттестация дошкольного учреждения проводится по его заявлению один раз в пять лет. Первая аттестация детского сада - не ранее чем через три года после получения лицензии на право образовательной деятельности.
Задания для самоконтроля и самооценки 1.
Раскройте сущность понятия «лицензирование образовательного уч реждения». 2.
Раскройте сущность и взаимосвязь понятий «аттестация» и «аккре дитация» образовательного учреждения. 3.
Изобразите графически алгоритм процедурных действий руководи теля детского сада и экспертов при аттестации дошкольного учреждения, укажите используемые при этом методы экспертных оценок.
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Дранникова Инна Игнатьевна. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2002 179 c. РГБ ОД, 61:02-13/1209-0
Введение
Глава 1. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений как проблема управления системой дошколь ного образования 15
1.1 . Анализ теории и практики экспертизы в образовании 15
1.2. Специфика экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений 31
1.3. Программно-целевой подход в исследовании экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений 52
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование технологии экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода 91
2..1. Методика проведения эксперимента по экспертизе деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода 92
2.2. Результаты опытно - экспериментального исследования 122
Заключение 133
Библиографический список 137
Приложения 154
Введение к работе
Ответственность за качество образования в нашей стране всегда возлагалась на государственные органы управления образованием. Государство в одном лице выступало в роли заказчика и потребителя "продукции" системы образования и жёстко контролировало учебные заведения по большому числу показателей. Изменения в политической и социальной структуре общества и государства обусловили существенные изменения в системе образования. Расширилась самостоятельность образовательных учреждений, стали более разнообразными формы и методы обучения и воспитания, возникла сеть негосударственных образовательных учреждений.
Базовые процессы реформирования этой системы, а именно: технологи-
зация, регионализация и антропологизация [Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков,
и др.] оказываются основными рамками текущей и перспективной образо
вательной политики. В этих условиях объективно необходимым стал переход
к новой системе оценки деятельности образовательных учреждений, ориен
тированной на стимулирование их развития [Н.В.Акинфиева, В.А.Гуружапов,
Э.Д.Днепров, В.И.Зверева, А.О.Зоткин, Т.В.Сидорина, В.П.Симонов, И.Д.Фру-
мин, И.К.Шалаев и др.]. Всё это в полной мере относится к системе дошколь
ного образования, которая, выполняя свои специальные цели, отражает
общие тенденции в развитии системы образования [Е.С.Белая, М.М.Мусарский,
Р.Б.Стеркина, Е.Г.Юдина и др.]. Дошкольные образовательные учреждения
призваны обеспечить потребности семей, имеющих детей дошкольного
возраста, в образовательных услугах, что подчеркивается в Концепции
дошкольного воспитания, провозглашено в Законе РФ "Об образовании" и
типовом положении о дошкольном образовательном учреждении.
65%российских детей с трех до шести лет и 85 % - от шести до семи лет
посещают дошкольные образовательные учреждения [ДОУ], хотя дошкольное
образование в России необязательно. Пять дней в неделю по 10-12 часов в день
находится ребенок в детском саду. Эти временные характеристики
определяют условия его формирования в возрасте,
который предназначен для развития базисных свойств личности человека. Вот почему "идеологией образования все более начинает становиться идеология педагогики развития" [А.Г.Асмолов, Е.Г.Юдина и др].
Существующая нормативно-правовая база дошкольного образования создает условия для разнообразия форм и методов обеспечения свободного развития индивидуальных особенностей детей и предоставляет администрации и педагогам образовательных учреждений права на такой поиск. В связи с этим новая практика дошкольного образования несет в себе такие положительные тенденции: появление разных типов дошкольных образовательных учреждений, широкие возможности для педагогического творчества, предоставление родителям условий для выбора форм, методов образования для своего ребенка.
Отказавшись от "сверхцентрализованного" контроля за деятельностью образовательных учреждений, от практики их полной унификации, предоставив коллективам возможность самостоятельно развиваться в избранных ими направлениях, государство одновременно усилило внимание к соблюдению прав личности ребенка на получение полноценного образования [А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, С.В.Наумченко, Т.В.Сидорина, В.Фирсов и др.]. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях возникают и негативные процессы: проникновение "инноваций" некомпетентных специалистов; формальный характер реформы, когда разнообразие форм и назначений ДОУ объективно этому не соответствует и не обеспечивает выбора для детей и их родителей, что снижает качество дошкольного образования.
Управление качеством стало рассматриваться как главный вид управления в любом хозяйствовании, и эта идеология распространяется в том числе на образование. Поддерживая разнообразные подходы и проекты в этой области, государство использует разные механизмы управления качеством деятельности. Оперативное управление, направленное на поддержание соответствия деятельности ДОУ нормативным требованиям и инструкциям органов управления образованием, заменяется исследовательско - прогностическим с приоритетными функциямии анализа и прогнозирования.
Управление является эффективным, если обеспечивает реализацию целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением с наименьшими затратами ресурсов, сил, времени. Повышение эффективности управления в условиях многообразия образовательных практик [а значит программ, технологий и т.д.] невозможно без получения объективной исчерпывающей информации о состоянии, тенденциях и резервах развития целых групп и отдельных учреждений. Продуктивным механизмом управления процессами функционирования и развития образовательных учреждений являются аналитические виды деятельности, одна из них - экспертная проживает сейчас этап становления в сфере образования и находится в ситуации, которую можно назвать исследовательской, постепенно становясь привычным явлением в педагогическом лексиконе, а для некоторых и в реальной жизни.
Актуальность исследований в области экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений связана со становлением ее" как общественно - государственного института управления состоянием образовательной сферы. Подтверждение этому - активное обсуждение в последнее десятилетие разных аспектов экспертизы. Разнообразие определений понятия экспертизы, неоднозначность толкования её сущностных характеристик разными авторами [О.С.Анисимов, С.Г.Баронене, С.С.Татарченкова, В.С.Черепанов, А.Н.Тубельс-кий и др.], говорит о различном понимании её места, функций, содержания, видов. В работах Г.Г.Копылова, М.Т.Ойзермана, М.В.Раца и др. экспертиза рассматривается как вид аналитической деятельности в пространстве мыслительной работы. Определяя место экспертизы в деятельности, они выделяют ее объекты: качество предмета, качество исполнения; качество программы, как прикидки будущей деятельности.
В исследованиях, публичных обсуждениях отдельных аспектов экспертизы обращается внимание на целый ряд её функций. Так, экспертиза нужна для: оценки возможных инвестиций и получения объективных данных об эффективности их вложения [А.И.Адамский]; количественной оценки качества и получения коллективного суждения о педагогическом объекте [В.С.Черепанов];
6 поддержки педагогической инициативы, деятельности, проекта, [Н.Г.Алексеев, С.Г.Баронене, Р.Б.Стеркина, др.]; различения и соорганизации разных образовательных практик [О.С.Анисимов, М.В.Борисова, Л.В.Дмитриева, Г.Н.Про-зументова, и др.]; выявления подлинности инноваций [Д.В.Галкин, А.Н.Ту-бельский и др.]; управления развитием образования [Н.Г.Калашникова, В.Р.Лозинг, Т.В.Сидорина, и др.]; развития способности педагога к рефлексии своего опыта [А.Г.Асмолов, Р.Б.Стеркина и др.]; поддержки экспертируемого проекта; его совместного анализа экспертом и автором [А.И.Адамский, С.Г.Баронене, Л.В.Дмитриева, А.Н.Тубельский, Г.Н. Прозументова, и др.].
Многообразие представлений о функциях экспертизы связана как с её полипредметностью и полифункциональностью, так и с разворачиванием конкретных практических работ экспертного характера. В них с помощью рефлексии накапливается опыт экспертной деятельности, в настоящее время «незначительный по объёму, экспериментальный фактически и по сути» [Д.В.Галкин]. Уникальность каждого объекта требует от экспертов профессионального подхода, выработки соответствующей объекту методики [А.И.Адамский, О.С.Анисимов, Г.Г.Копылов и др.]. Однако, группы экспертов, нередко наспех создаваемые и формально инструктируемые, вряд ли способны осуществлять такую деятельность, нередко превращая экспертизу в инспектирование. Необходимость различения экспертизы и инспектирования связана с их разной функциональной направленностью [Г.Н.Прозументова, И.Д.Про-скуровская и др.], неразличение сущности этих механизмов управления влечёт за собой подмену их функций. Инспектирование направлено на удержание границ нормативного действия, пространство экспертизы - "это авторские, инициативные действия" [С.Г.Баронене].
Практически во всех работах, касающихся экспертизы, авторы затрагивают вопросы её кадрового обеспечения в рамках непрерывного образования, подчёркивая, что экспертной деятельностью должны заниматься специалисты высокой квалификации, профессионалы, а для исследования деятельности каждого образовательного учреждения, в силу его уникальности, формируется
7 соответствующая его особенностям экспертная группа [В.А.Гуружапов, А.Н.Тубельский и др.]. Отмечая, что экспертиза всякий раз осуществляется с учетом особенностей объекта; будь то программа развития [Н.Г.Алексеев]; образовательная программа [Р.Б.Стеркина]; деятельность [В.В.Андреева, А.В.Гаврилин, Е.Г.Юдина, и др.], исследователи подчеркивают особенности ее организации и осуществления [Л.Н.Галигузова, Л.В.Дмитриева, Г.В.Залевский, И.В.Пирогова, идр].
В работах, отражающих взаимосвязь теории и практики в образовании [В.Квинн, П.П.Костенков, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, И.К.Шалаев, Т.И.Шамова и др.], предъявляется широкий спектр методов исследования педагогической деятельности, характеристик профессиональной деятельности, которые возможно использовать в процессе экспертизы.
Управление качеством образования требует адекватной положению дел в этой сфере информации. Одним из условий обеспечения адекватности Х.Бартель, А.Г.Зырянов, И.К.Шалаев, И.Шратц и др. считают совокупность внешней и внутренней качественно - количественной оценки деятельности образовательного учреждения.
Определив, достаточно точно, сегодняшнее положение экспертизы в образовании как "пробивающей себе путь" деятельности, О.М.Краснорядцева обращает внимание на необходимость «адекватного психодиагностического обеспечения при экспертировании разнообразных образовательных практик».
Внедрение нового, его восприятие и принятие требует подготовки профессионального сознания, не случайно психологическим аспектам экспертизы дошкольных образовательных учреждений уделяется большое внимание в материалах органов управления образованием разных регионов. А.Г.Асмолов, Л.Г.Логинова, Е.Г.Юдина и др. подчёркивают необходимость специальной работы по обеспечению гуманистического характера экспертизы и психологической подготовки практических работников к ней.
8 выделить две модели экспертизы деятельности образовательных учреждений, в том числе дошкольных: развивающую и диагностическую, а по структуре и содержанию - два этапа: внутренняя экспертиза - самоанализ; внешняя экспертиза - исследование деятельности дошкольного образовательного учреждения экспертной группой [В.В.Андреева, Н.Ф.Привалова, Р.Б.Стеркина, Н.М.Сторо-женко, и др.].
Материалы по вопросам порядка и специфики экспертизы дошкольных образовательных учреждений публиковались и обсуждались в связи с проведением широкомасштабного федерального эксперимента по аттестации и государственной аккредитации [А.С.Асмолов, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Р.Б.Стеркина и др.].
Каждое из перечисленных направлений разработок имеет определенную практическую значимость, но не решает многих проблем, возникающих в реальной ситуации. Анализ аттестации и государственной аккредитации ДОУ в России, проведённой в соответствии с существующими рекомендациями [Приказ МО РФ № 448 от 28.08.1996 г.], выявил массу затруднений при проведении самоанализа и в деятельности экспертной группы: трудности с кадровым обеспечением экспертизы; планированием и управлением деятельностью коллектива ДОУ в период самоанализа; затруднения, связанные с учётом специфики исследования и оценивания деятельности ДОУ; обеспечением гуманистического, стимулирующего характера процесса экспертизы и рациональных временных затрат; обеспечением адекватности анализа и оценки деятельности ДОУ ее реальному состоянию и др.
Сказанное выше позволяет сформулировать реально существующее противоречие: с одной стороны, в практике управления дошкольным образованием востребована экспертиза, обуславливающая адекватную и рациональную оценку деятельности ДОУ, с другой - в этой сфере отсутствует системный подход к её осуществлению, учитывающий полноту и иерархию целевых ориентиров, содержание и порядок всей совокупности направлений деятельности субъектов экспертизы [сотрудников ДОУ, родителей их воспитанников,
9
работников органов управления образованием, экспертов], ресурсное обеспе
чение, рациональные затраты времени, адекватные этому управленческие
решения, отражающие особенности этапа становления экспертизы как общест
венно-государственного института управления образованием.
Необходимость разрешения установленного противоречия обусловила
проблему,
заключающуюся в разработке технологии экспертизы деятельности
дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей преодоление
выявленных препятствий и повышающей в связи с этим её эффективность.
Как показывает опыт, общие рекомендации по проведению экспертизы еще не являются технологией ее осуществления. Так как концепция программно - целевого подхода [ПЦП] позволяет полно выразить совокупность целей осуществления экспертизы [дерево целей] и её ресурсное обеспечение [исполняющая и управляющая программы], то в разработке технологии экспертизы деятельности ДОУ мы избрали именно эту концепцию как один из путей моделирования и осуществления целостного процесса экспертизы. Это определило выбор темы настоящего исследования.
Тема исследования - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать технологию экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода.
Объект исследования - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования - процесс экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе технологического алгоритма программно-целевого подхода.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений повысится, если ее технология будет базироваться на программно-целевом подходе:
построение дерева целей всей совокупности направлений деятельности субъектов экспертизы с учетом преодоления препятствующих факторов, вскрытых в процессе системного анализа;
разработка исполняющей программы, адекватной дереву целей;
реализация управляющей программы от системного анализа к переводу исполняющей программы в конкретный план, и далее осуществление системной организации, системного контроля, системного регулирования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
проанализировать состояние решения проблемы в теории и практике экспертизы в образовании;
построить дерево целей осуществления экспертизы деятельности ДОУ и разработать адекватную ему исполняющую программу;
разработать и апробировать в ходе эксперимента критерии оценки эффективности экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений;
обосновать валидность измерений эффективности экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений;
Дополнительной задачей нашего исследования стала разработка методических рекомендаций по проведению самоанализа деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Методологическую основу исследования составляет сущность системно-структурного анализа [В.Г.Афанасьев, Е.П.Голубков, И.В.Блауберг, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин]; общая теория деятельности [Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев]; теория программно-целевого подхода [А.И.Китов, Ю.А.Конар-жевский, И.С.Ладенко, И.К.Шалаев]; теоретическое основание единства сознания и деятельности [А.Н. Леонтьев].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого - педагогической литературы, исследований в области управления; анализ, сравнение и обобщение опыта
использования экспертизы в сфере образования, в том числе в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений в разных регионах РФ, анализ продуктов деятельности, анкетирование, моделирование, эксперимент, наблюдение, включённое наблюдение, методы статистической обработки полученных данных.
Этапы исследования На первом этапе На первом этапе осуществлялось изучение нормативно-правовых актов, материалов координационных совещаний и решений коллегий МО РФ о ходе эксперимента по аттестации и государственной аккредитации ДОУ в России; нормативно-правовых и научно -методических материалов региональных органов управления образованием; анализ философской, психолого-педагогической литературы по вопросам управления, формировалась программа исследования в рамках федерального эксперимента по аттестации и государственной аккредитации ДОУ на территории Алтайского края; проведена аттестация деятельности ДОУ г. Барнаула [№221, №223], Заринска [№12], Ярового [№28], Рубцовска [№4].
На втором этапе
осуществлялась непосредственная
экспериментальная экспертиза ДОУ №50, №56, №105, №116, №167 г. Барнаула.
Апробирована технология проведения экспертизы деятельности ДОУ на
основе программно-целевого подхода.
На третьем этапе завершена исследовательская работа, обобщены, систематизированы и оформлены материалы исследования, подготовлены методические рекомендации по проведению самоанализа деятельности ДОУ.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
обосновано, что экспертизу деятельности ДОУ целесообразно осуществлять в рамках программно - целевого подхода;
разработана и экспериментально апробирована модель экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе технологического алгоритма программно - целевого подхода.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
дальнейшее развитие получила концепция программно - целевого подхода в аспекте экспертизы деятельности ДОУ;
разработаны критерии оценки эффективности экспертизы дошкольных образовательных учреждений;
технология экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно - целевого подхода является предпосылкой к экстраполяции её в другие типы образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
технология экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно - целевого подхода используется в практике управления системой дошкольного образования Алтайского края;
на основе технологического алгоритма программно - целевого подхода планируется деятельность коллективов ДОУ в процессе экспертизы и работа экспертных групп;
подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации по самоанализу деятельности дошкольных образовательных учреждений;
результаты исследования могут быть использованы при проведении экспертизы образовательных учреждений других типов.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается опорой на адекватную проблеме исследования методологию; выбором комплекса соответствующих методов исследования и целостной опытно - эспериментальной проверкой эффективности экспертизы деятельности ДОУ на основе программно-целевого подхода, использованием правил педагогической квалиметрии и методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования - ДОУ №50, №56, №105, №116, №167, №221, №223 г. Барнаула, №12 г. Заринска, №28 г. Ярового, комплекс школа - детский сад №4 г. Рубцовска Алтайского края.
13 На защиту выносятся следующие положения:
1. Дерево целей осуществления экспертизы деятельности дошкольных
образовательных учреждений и адекватная ему исполняющая программа
отражают сущность становления экспертизы как важнейшего общественно-
государственного института управления образованием.
2. Эффективность экспертизы ДОУ определяется по критериям:
адекватность экспертного заключения фактическому состоянию деятельности дошкольного образовательного учреждения в структуре мониторинга;
рациональность затрат времени на экспертизу;
стимулирующий характер процесса экспертизы.
З.Валидность измерений эффективности деятельности ДОУ обеспечивается правилами педагогической квалиметрии и подтверждается методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные
результаты исследования были представлены в материалах к заседаниям
коллегии МО РФ ; рассмотрены на заседаниях коллегии Комитета
администрации Алтайского края по образованию ; заседании
Российского научно-методического совета по коррекционным учреждениям
МО РФ , на краевых совещаниях методистов и инспекторов системы
дошкольного образования районных и городских комитетов по образованию
Алтайского края ; на краевом совещании руководителей
коррекционных образовательных учреждений Алтайского края ; на
совместных научно-практических конференциях БГПУ, АГУ, АКИПКРО
, на краевом семинаре директоров учреждений
дополнительного образования , на краевой конференции работников дошкольного образования , на семинаре заведующих Октябрьского района г. Барнаула . Экспертиза деятельности ДОУ на основе программно - целевого подхода прошла апробацию и внедрение в ходе российского эксперимента по аттеста-
14 ции и государственной аккредитации ДОУ на территории Алтайского края.
Соискатель была непосредственным участником эксперимента и работала в краевой экспертной комиссии по аттестации ДОУ.
Структура и основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его проблема, тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методология и используемые методы; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; положения, выносимые на защиту.
В первой главе
«Экспертиза деятельности дошкольных образовательных
учреждений как проблема управления системой дошкольного образования» со
держится анализ теории и практики экспертизы в образовании, раскрыта
специфика экспертизы деятельности дошкольных образовательных
учреждений, программно-целевой подход в исследовании и моделировании экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование технологии экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода» содержится характеристика опытно-экспериментальной работы: её содержание и методика проведения, анализ процесса и результатов исследования.
В заключении представлены основные выводы исследования и возможные направления дальнейшей работы.
Анализ теории и практики экспертизы в образовании
Экспертиза - исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний. Оно завершается представлением мотивированного заключения. Это энциклопедическое толкование понятия экспертиза.
Она существует в разных сферах жизнедеятельности человека: медицинской, юридической, технической и др. Технологически обеспеченная в других видах практики [хозяйственной, политической] экспертиза в образовании переживает этап становления. Закон Российской Федерации "Об образовании" в общем виде определяет механизм экспертизы, включающий в себя три этапа: лицензирование образовательных учреждений, их аттестацию и аккредитацию . В рамках программы технологизации управления образованием разработана система стандартов. Реализация её связана с формированием продуктивных механизмов управления, одним из которых является экспертиза.
Предпринимаемый автором аналитический обзор ограничивается кругом вопросов по экспертизе деятельности образовательных учреждений в период аттестации. По определению Р.Б.Стеркиной, которого мы придерживаемся, «аттестация дошкольных образовательных учреждений - комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения на соответсвие требованиям государственного образовательного стандарта" . В связи с этим в нашем исследовании понятие аттестация будет употребляться наряду с понятием «экспертиза».
Краткие исторические сведения об экспертизе, которые приводит Н.Г.Алексеев, помогают понять некоторые её существенные моменты . Работа эксперта появляется вместе с необходимостью оценить продукт, его качество по характеристикам, для которых не существует объективно выработанного эталона. Оценивая, эксперт опирается на свое мнение о качестве, при этом предполагается, что его ответ - гарантия правильной оценки. Классический пример такой экспертизы - дегустация вкуса. В этой логически первой форме экспертизы были сформулированы ее основания: цель - оценка качества; объект - некоторые вещественные [материальные] характеристики; средства -интуитивные, сложившиеся по опыту суждения вкуса; процедуры - отбор и организация действий опытных людей [экспертов]; продукт - согласованное мнение экспертов по характеристикам, выделяемым для экспертизы.
Следующей формой становления экспертизы, уже, как особой, профессионально - выделенной деятельности, является экспертиза уже завершенной деятельности [экспертиза исполнения], которая должна быть квалифицирована по некоторым ее характеристикам, [так оцениваются в баллах действия спортсменов в фигурном катании на льду]. Меняется объект экспертизы, им становится квалификация профессиональных моментов или аспектов действия. Так, в экспертизу была втянута практически вся человеческая деятельность, а не только то, что в ней используется или произведено. Изменение объекта повлекло изменение в остальных компонентах: целях, средствах, процедурах. "Подавляющее большинство современных экспертных процедур, включая и методы их статистической обработки, строятся либо по принципам квалификации некоторого качества, либо по принципам квалификации исполнения" . Экспертиза исполнения включила экспертизу качества продукта в себя как свою особую часть. Таким образом, в этих двух типах экспертизы исследуется то, что уже имеется. Новый по своим качественным характеристикам объект экспертизы - программа. Она строится и рассчитывается на будущее, на то, чего еще нет, и представляет собой прикидку и организацию будущей деятельности.
Качество продукта, качество исполнения и качество программы могут быть объектами экспертизы в любом виде человеческой практики: хозяйственной, политической, образовательной; и грамотный эксперт, исследуя их, должен вырабатывать и оценивать альтернативы, углублять и расширять понимание ситуации, давать рекомендации и прогнозы возможного ее изменения в случае принятия тех или иных решений.
В функции экспертизы не входит принятие управленческих решений: экспертиза лишь обеспечивает знаниями управленцев, и в целом, знания, производимые в экспертизе, отвечают на вопрос, что будет с объектом "Л", если применить к нему процедуру "Б", содержание же решений будет зависеть от ценностных установок людей их принимающих. Эксперт дает управленцу не личное мнение какого-то лица или группы лиц, а объективные знания.
Методика проведения эксперимента по экспертизе деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода
Выстраивая логику эксперимента мы понимали, что находимся на этапе внедрения экспертной практики в сферу управления образованием. Опираясь на принципиальные для нашего исследования, сформулированные И.С.Ладенко положения о необходимости системного подхода при внесении в практику новшеств, мы удерживали в сознании целостность этого процесса, учитывающую все три сферы практики: сферу преобразования природы - в нашем случае в практике управления образованием используется новый механизм - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений; сферу преобразования общественных отношений - создание организационной структуры взаимодействия всех субъектов экспертизы [работников органов управления образованием, сотрудников ДОУ, экспертов] и создание новой оргструктуры - экспертной группы; сферу изменений самого человека, его знаний, умений, навыков, профподготовки и т.п. - психологическая подготовка людей, обучение их средствам осуществления экспертной деятельности и деятельности по самоанализу и самооценке [знания, умения, навыки]. Цели экспериментальной работы:
Исследовать проблемное поле экспертизы деятельности ДОУ на основе ПЦП модели;
Разработать программу экспериментальной работы;
Апробировать технологию экспертизы деятельности ДОУ на основе программно-целевого подхода и оценить её эффективность с помощью разработанных критериев.
В качестве ориентировочной основы действий по исследованию проблемного поля и разработке программы эксперимента мы используем теоретический вариант программно-целевой модели экспертизы дошкольных образовательных учреждений, содержащий описание системы целей, необходимых ресурсов и правил их использования; сроков исполнения, функций руководства и управления и правил распределения этих функций; функций исполнения и правил осуществления этих функций.
Для реализации измеряемых параметров необходимо: пАї продумать содержание и способы деятельности работников органов управления образованием, руководителей ДОУ, экспертов по реализации задач 1-4; пАг - [задачи 5 - 7] - разработать содержание и способы деятельности экспертов по технологической подготовке сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке, разработать норму - образец деятельности сотрудников ДОУ по самоанализу и самооценке - функции экспертов; цАз - технологическая подготовка экспертов к осуществлению экспертной деятельности - функция органов управления образованием, заключающаяся в организации деятельности по разработке программы подготовки экспертов и самой подготовки [задачи 8 -10]; цА4 - реали 94 зация данного параметра связана с разработкой требований к этике экспертной деятельности; [задачи 11 - 16]; цА5 - [задачи 17 - 25] изучить, проанализировать, выбрать или разработать методы исследования и оценки деятельности ДОУ, адекватные специфике её экспертизы, способы согласования экспертных суждений и оценок, способы конструирования структуры и содержания экспертного заключения, представления его сотрудникам ДОУ.
На подготовительном этапе эксперимента работниками отдела социально -реабилитационной службы и дошкольного воспитания Комитета администрации Алтайского края по образованию разработано "Положение по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений на территории Алтайского края", соответствующее государственным и краевым законодательным актам, которое являлось нормативно - правовой основой экспертизы деятельности ДОУ на территории края. Поскольку анализ результатов констатирующего эксперимента выявил острую необходимость специальной технологической подготовки привлекаемых к экспертизе специалистов, несмотря на их высокую компетентность в профессиональной области деятельности, руководители отделов образования (краевые, городские, районные), в ведении которых находились аттестуемые дошкольные учреждения, сделали заказ и обеспечили финансирование разработки программы и учебных планов подготовки экспертов, сформировали экспертные группы, организовали и профинансировали повышение квалификации будущих экспертов. Подготовка специалистов к экспертизе деятельности ДОУ осуществлялась в региональной школе экспертов на базе краевого экспертно -аналитического центра с участием членов экспертной группы.
Результаты опытно - экспериментального исследования
Содержание таблицы отражает процесс экспертизы, включающий «в себя все три сферы практики», которые только в единстве составляют систему и которые мы рассматриваем «на всех четырёх этапах управления системами» . На этапе проектирования технологии ПЦП мы использовали как средство структуризации. На этапе создания ПЦП мы использовали как средст-во организации элементов и частей; на этапе внедрения - для включения экспертизы как механизма в уже существующую систему управления дошкольным образованием, на этапе использования определили возможность применения экспертизы на основе ПЦП в границах управления всей системой образования. При этом мы понимаем, что на этапе использования экспертизы как механизма управления ПЦП может выступать как средство создания и внедрения новых элементов взамен выбывших.
При разработке дерева целей учтены общеметодологические требования к его построению, изложенные в работе Е.П.Голубкова : элементы нижнего ряда подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию. Так содержание технологической подготовки экспертов обеспечивается реализацией ряда задач: освоение аналитической деятельности, освоение концептуальных основ программно-целевого подхода, освоение специфики экспертизы деятельности ДОУ. На каждом уровне дерева целей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу. Например, стоящие в одном ряду цели: осуществление технологической подготовки экспертов; следование этическим нормам экспертно - оценочной деятельности; изучение, анализ и оценивание деятельности ДОУ экспертами - цели, сопоставимые по масштабу, соответствующие требованиям программно-целевого подхода к культуре внедрения новшества в практику, а именно: внедрение нового механизма управления дошкольным образованием - экспертизы деятельности ДОУ; создание оргструктуры - в нашем исследовании это организация взаимодействия всех субъектов экспертизы, обеспечивающего целостность процесса экспертизы и снимающего выявленные в процессе системного анализа препятствия; формирование экспертной группы; подготовка экспертов к аналитической деятельности, подготовка сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке. Дерево целей на каждом уровне включает все необходимые элементы. Так реализация цели «изучение, анализ и оценивание деятельности ДОУ экспертами» включает все процедурные шаги, обеспечивающие полноту исследования деятельности ДОУ: изучение концепции и программы развития ДОУ; изучение результатов самоанализа; исследование и оценивание практической деятельности сотрудников ДОУ с использованием адекватных методов; качественно- количественное оценивание деятельности ДОУ экспертами; согласование суждений и оценок экспертами. Из представленного видно, что отсутствуют разрывы в проектировании процедуры исследования и в силу полноты этого ряда дерева целей и его реализации эксперты должны быть готовы к осуществлению следующего технологического шага. Требование определённости в формулировке целей и других элементов «дерева» предполагает возможность оценки степени их достижения в количественной или порядковой форме. В нашем случае, например, реализацию целей по технологической подготовке сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке можно определить с помощью качественно - количественных характеристик оценки уровня деятельности экспертов по реализации этой цели; и в последующем использовать эту оценку при математической обработке результатов с помощью квалиметрического правила. Разработанное дерево целей поддаётся корректировке как при изменении самих целей, так и при изменении возможностей их реализации. В случае изменения типа экспертируемого образовательного учреждения могут быть дополнены цели по процедуре экспертизы, изменено содержание подготовки экспертов в связи со спецификой экспертизы другого типа образовательного учреждения. Содержательная сторона дерева целей связана с его структурными компонентами и соответствует сегодняшнему этапу становления экспертизы в образовании. Препятствующие в осуществлении экспертизы деятельности ДОУ факторы по природе своей совпадают с тезисом И.С. Ладенко, о том, что часто на всех этапах жизни системы: проектирование, создание, внедрение, использование при внедрении в практику новшеств учитываются не все три её сферы: сфера преобразования природы, создание оргструктуры, сфера изменений человека.
В нашем исследовании подтвердилось положение системного подхода о том, что в организации деятельности не только части, но и способы их организации предопределяют свойства целого. Например, способы организации деятельности экспертов в процессе экспертизы ДОУ отражаются на качестве экспертного заключения.
Факультет дошкольного образования, 491 группа. Абилова М., Исмагилова А.
Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений
В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»,
· Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27),
· приказ Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».
Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации выступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. До его введения в действие критериями для экспертной оценки деятельности дошкольного учреждения являются временные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения» к приказу МО РФ № 448.
На основании данной системы критериев осуществляется экспертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:
· кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду
(подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд
ников);
· организация деятельности дошкольного учреждения (руковод
ство и управление);
· материально-технические и медико-социальные условия пре
бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность,
охрана здоровья);
· оценка деятельности детского сада родителями воспитанни
ков.
Аттестация дошкольного образовательного учреждения происходит в два этапа:
· первый этап- самоэкспертиза по всем аспектам своей деятельности;
· второй этап - экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.
Цель первого этапа - самоэкспертизы - выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руководителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкретным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повышения качества материальной развивающей среды; демократизации системы управления и контроля дошкольным учреждением.
Ответственным лицом за организацию и проведение самоэкспертизы является руководитель дошкольного образовательного учреждения. Его основные задачи: разъяснить сотрудникам цели и содержание аттестации, создать в дошкольном учреждении в этот период положительный психологический климат, обучить технологии самоэкспертизы.
Технология самоэкспертизы основана на самооценке всех аспектов деятельности дошкольного учреждения по балльной системе. Сбор данных для самоанализа осуществляется методами педагогической диагностики: наблюдениями в группах, беседами с детьми с использованием тестовых игровых заданий для выявления урон на развития ребенка, анализом продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и пр.), анкетированием воспитателей и родителей воспитанников, анализом медицинской и педагогической документации и т.д.
Суть технологии состоит в заполнении по результатам самоэкспертизы диагностических карт по балльной системе оценки и ми тематической обработке полученных данных.
Карты для диагностики содержания и методов воспитания и обучения в детском саду (раздел 1 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) индексированы по основным направлениям образовательного процесса работы с детьми. Например, И - развитие игровой деятельности, Р - речевое развитие ребенка, Ма - формирование элементарных математических представлений, Э - развитие экологической культуры детей и т.д.
1 балл - деятельность дошкольного учреждения не соответствует критерию;
2 балла - частично соответствует критерию;
3 балла - полностью соответствует критерию.
В процессе математической обработки данных вначале подсчитываются баллы всех подкритериев, а затем определяется средний балл по каждому критерию путем нахождения среднего арифметического. Например, И (развитие игровой деятельности):
И 1 = (И 1.1 + И 1.2 + И 1.3 + И 1.4 + И 1.5) : 5 =
= (3 + 2 + 3 + 2 + 2) : 5 = 2,4 (приложение 3).
При составлении администрацией дошкольного образовательного учреждения отчета об этом аспекте его деятельности высчитываю! сводные баллы по всем группам с учетом экспертных оценок педагогов-специалистов, руководителей детских студий, секций, кружков, клубов и т.д. Средние баллы по каждому направлению образовательной работы с детьми суммируют и делят на количество групп Если данное направление оценивал также педагог-специалист, то его экспертную оценку суммируют с данными по группам, а затем вычисляют среднее арифметическое (приложение 4).
Средний балл по всем критериям данного аспекта деятельности дошкольного учреждения для аттестации должен быть не ниже 1,5, а средние баллы (коэффициенты) по каждому направлению развития ребенка (речевое, музыкальное, физическое и т.д.) - не ниже 1,2. Если средний балл по всем критериям, ниже 1,5 или средний балл, хотя бы по одному из направлений развития детей, ниже 1,2, требуется провести необходимые улучшения для выхода на повторную самоаттестацию.
Самоэкспертиза по кадровому и материально-техническому обеспечению, руководству и управлению дошкольным учреждением, медико-социальным условиям в детском саду проводится руководителем учреждения. Критерии экспертных оценок по данным аспектам деятельности дошкольного учреждения представлены в разделах 2 -4 приложения 1 к приказу МО РФ № 448. Данные критерии оцениваются по двухбалльной системе: «да», «нет» (при необходимости заполняется графа «Комментарии»).
Оценка деятельности детского сада родителями осуществляется путем анонимного анкетирования (раздел 5 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) и завершает этап самоэкспертизы. В итоговом листе указывают количество ответов «да» и «нет», «не знаю» по каждому из 10 вопросов анкеты и процент незаполненных анкет.
Длительность этапа самоэкспертизы не регламентирована, однако практика показывает, что он занимает от 2 до 4 месяцев, включая время на необходимые улучшения.
Завершая этап самоэкспертизы, руководитель дошкольного учреждения должен подготовить следующий пакет документов:
· заявление;
· копию устава дошкольного учреждения;
· копию лицензии на право образовательной деятельности;
· материалы самоэкспертизы;
· гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации.
Второй этап аттестации - экспертная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения экспертами независимой аттестационной комиссии, которая создается органами управления образованием на период проведения аттестации. В приказе указывается ее численный и персональный состав, сроки аттестации данного учреждения. В состав комиссии входят специалист в области дошкольной педагогики, психолог, медик, представители органа местного самоуправления и общественности. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного учреждения, проходящего аттестацию.
Предметом экспертизы на данном этапе аттестации является отчет о деятельности детского сада, составленный администрацией дошкольного учреждения по результатам самоэкспертизы, а также все аспекты деятельности учреждения.
Технология экспертной оценки предполагает экспертизу документов, выборочные проверки отчета на предмет его соответствия заявленным критериям. Результаты аттестационного обследования образовательного учреждения экспертами должны не только обеспечить решение вопроса об аттестации учреждения в соответствии с заявленным им типом, но и подтвердить правомочность притязаний на тот или иной вид и категорию.
· анализ организации деятельности, руководства и управления
учреждением;
· анализ ее результатов;
· анализ ее условий.
При этом особое внимание эксперты уделяют использованию современных форм организации образовательного процесса, координации деятельности воспитателей и педагогов-специалистов, взаимодействию с родителями, планированию работы, реализации комплексно-целевой программы развития дошкольного учреждения, координации деятельности с учреждениями и организациями научно-методического обеспечения развития дошкольников.
Для сбора данной информации эксперты используют методы психолого-педагогической диагностики: наблюдения, беседы с детьми, родителями и персоналом детского сада, изучение документации, результатов детской деятельности, тестирование педагогов по методике «Социально-психологический климат».
Экспертная оценка результатов образовательной деятельности основана на выявлении уровня физического и психического развития детей, в том числе общей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Для экспертной оценки используют диагностические методики и показатели, которые прошли апробацию, подтвердившую их солидность и надежность, не требующие длительного исследования.
Математическая обработка данных экспертных оценок целесообразна с помощью ЭВМ по программе «Комплексная автоматизированная система диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации» (КАСДОУ «Аттестация»).
Присутствие членов аттестационной комиссии в дошкольном учреждении (два дня) не должно менять режим работы, привычный характер деятельности. Порядок работы комиссии экспертов, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения определяются самой комиссией и оформляются протоколом.
Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным учреждением требований государственного стандарта дошкольного образования, а также соответствия типу, виду и категории. Если эксперты считают, что дошкольное учреждение заслуживает повышенной категории, в заключении содержатся рекомендации учредителю об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. Заключение подписывают все члены аттестационной комиссии. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.
Заключение доводят до сведения коллектива дошкольного учреждения и представляют в орган управления образованием, про
водящий аттестацию. Приказ о признании дошкольного учреждения аттестованным (неаттестованным) издается в двухнедельный срок. Положительное экспертное заключение является основанием для получения документа о государственной аккредитации. В свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований: центр развития ребенка - первая категория; детский сад общеразвивающего вида - вторая категория; детский сад компенсирующего вида - вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления - вторая категория; детский сад комбинированного вида - вторая категория; детский сад - третья категория.
По результатам аттестации дошкольное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации можно обжаловать в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторную аттестацию (по требованию дошкольного учреждения) имеют право проводить не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа в государственной аккредитации.
Образовательная среда современного ДОУ – феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания ряда дисциплин, однако проблема безопасности учреждений данного типа лишь недавно стала предметом психологических исследований. Теоретические и эмпирические исследования в рамках существующих подходов к психологической безопасности образовательной среды нацелены на выявление специфики ее наиболее важных характеристик и средств их оценки, т.е. разработки такой системы, которая позволила бы достаточно целостно и непротиворечиво анализировать психологическую безопасность учреждений определенного типа.
Важнейшей характеристикой экспертизы является ее актуальность именно в ситуациях без четко разработанных алгоритмов, где отсутствуют рефлексии специалистов, а существующие не достаточны, экспертиза способна выявить новые, иногда более глубокие аспекты даже в ситуациях очевидных. Она становится средством анализа и системного управления в двух основных типах: исследуются качество результата и качество исполнения . Эксперты оценивают существующие альтернативы или варианты возможных решений. В функции экспертизы не входит при этом принятие управленческих решений, она лишь апелляция к знаниям управленцев (администрации ДОУ). Содержание самих решений и их результат зависят от людей, их принимающих, от ценностных установок и волевых качеств самих руководителей.
Экспертиза опирается на авторитет привлекаемых для конкретных целей экспертов (компетентность, опыт, независимость суждений, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.). Личность специалиста-эксперта становится в этом случае главным «оружием». В образовании экспертная деятельность является не столько самостоятельной (профессиональной), сколько дополнительно выполняемой деятельностью представителей профессиональных групп (воспитатели, педагоги, педагоги-психологи, менеджеры образования, ученые-исследователи и вузовские преподаватели). Эксперт – специалист, компетентный и искушенный в экспертируемых вопросах. Объективность экспертной оценки определяется профессиональным уровнем и личностными качествами всей группы экспертов, которые должны обладать соответствующими знаниями и способностями. В экспертизе ДОУ таковыми могут быть, прежде всего, опытные педагоги, психологи и представители администрации ДОУ.
Экспертиза должна проводиться с обязательным привлечением людей со стороны, т.е. не зависящих ни от заказчиков, ни от экспертируемой ситуации. В экспертную группу должны входить исследователи (представители разработчика ПБОС), а также родители детей, заинтересованные в развитии психологической безопасности образовательной среды (ПБОС ДОУ). Для обеспечения психологической безопасности ДОУ необходимы определенная нормативная база, соблюдение конкретных требований, условий защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение психологической безопасности всех субъектов среды ДОУ должно учитывать следующие характеристики:
– адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ – в пределах нормы по сроку и уровню;
– влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики);
– уровень социально-психологического развития детей (взаимодействия и отношений со сверстниками, со значимыми взрослыми – воспитателями, родителями, бабушками и дедушками), наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей;
– морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей, их родителей);
– эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстниками), эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость);
– риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека и, как следствие, повышение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности);
– преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики); стрессы, отношения в коллективе и с администрацией;
– эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок – взрослый» (воспитатели и дети, родители и дети), «ребенок – ребенок», «взрослый – взрослый» (воспитатель – родители, воспитатель – воспитатель, администрация – воспитатели, администрация – родители);
– внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей и внешними структурами), фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений;
– информационная защищенность субъектов образовательной среды.
Образовательная среда ДОУ рассматривается как система влияний и условий, необходимых для социального развития личности. Если семья нацелена больше на раскрытие и развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка, то ДОУ, сохраняя, учитывая это, акцентирует воспитание социальное. В дошкольном учреждении исходно закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и Другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.). Осваивая это социальное пространство, нарождающаяся личность осознанно и неосознанно строит свое отношение к будущему, обществу, к жизни в целом. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие установки, нормы, ценности), будет зависеть дальнейшее движение, траектория социального развития ребенка.
Создание образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного воспитания, обучения и развития должно способствовать обнаружению и реализации способностей детей, а обучение строиться в соответствии с их природными задатками и интересами. При этом, несомненно, должны учитываться и потребности общества, социальный запрос, ориентирующий на будущие профессиональные выборы. Однако успешность ДОУ, как и других образовательных учреждений, должна определяться, прежде всего, тем, какие качества превалируют в данной личности – созидательные или деструктивные. Центральной категорией для ДОУ является общение . Общность, общение (поиск общего), общительность (способность к общению, единению) являются определяющими характеристиками, а их отсутствие ведет к социогенным заболеваниям . Именно поэтому в паспорте эта категория должна быть представлена развернуто и c соответствующими акцентами.
Экспертные оценки – качественные или количественные показатели процессов или явлений, основанные на суждениях экспертов. И хотя оценка отдельного эксперта не является гарантией точности, экспертиза в целом, если в ней участвуют разные эксперты, позволяет оценить различные стороны исследуемого объекта, выявив при этом многообразие существующих подходов и поняв такие вещи, о которых раньше не догадывались. Эксперт способен оценить продукты или результаты деятельности, их качество, уровень и т.д. по характеристикам, которые часто лишь существуют в его голове и которые он сам порой не способен отрефлексировать, т.е. поставить под контроль своего сознания. Оценивая что-либо, он опирается на личностное знание, на индивидуальный опыт, но то, как он это делает, порой ему самому не ведомо.
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды ДОУ (ПБОС ДОУ) должна исходить из того, что ни один отдельный ответ эксперта не гарантирует достоверности оценки, но совокупность ответов экспертов, высветив многообразие позиций и подходов, позволяет учесть как минимум разные грани оцениваемого объекта, способствует более объемному его восприятию, более глубокому пониманию и позволяет уйти от упрощения или уплощения задачи. Экспертиза, как отмечается в ряде работ по психологической безопасности образовательной среды, «не сводится к проверке, контролю и оценке, хотя ее оценочная функция очень важна» (М. С. Мириманова, 2009).
Экспертные процедуры, минимизируя вмешательство, стремятся к выполнению разных функций. Наблюдение экспертов как одна из наиболее первостепенных экспертных процедур может способствовать выявлению наиболее важных характеристик различных аспектов жизни ДОУ и ее субъектов – детей, воспитателей, администрации, родителей, др. сотрудников ДОУ.