Борис Владимирович Заходер
(1918-2000)
Произведения автора

44

Народный театр (ТНП)  поставил  "Мамашу Кураж" (перевод Ж. Серро и Б. Бессона). Режиссер -  Жан  Вилар,  художник  - Эдуард Пиньон. Роль Кураж исполняла Жермен Монтеро, которая, как писал  один из критиков, "несмотря на игру, далекую от  брехтовских  принципов,  создала незабываемый образ". Спектакль несколько лет шел на сцене ТНП  с  неизменным успехом.

        "Мамаша Кураж" шла и идет также в театрах Англии: первая  постановка  - "Тиетр Уоркшоп Компани", 1955 г.; в  1958  г.  -  спектакль  "Юнайтед  Тиетр Сосайети", перевод Э. Бентлея. Режиссер  -  Хайнц  Бернард,  художник-Роберт Дайсон.

        США, премьера в "Клайвлэнд Плейхаус",  1959  г.,  перевод  Э.  Бентлея. Режиссер - Бенно Франк. В роли Кураж - Гаррит Бразье,

        Финляндия, 1959 г. В роли Кураж - Кундель Хенриксен, а также в  Греции, Аргентине, Израиле (1951 г., театр "Габима"), Японии и др.

        Пьеса Б. Брехта начинает завоевывать подмостки Советского Союза. В 1960 г. ее поставил Московский театр им. Маяковского, перевод Б. Заходера  и  Вс. Розанова, текст песен С. Болотина и Т.  Сикорской.  Режиссер  -  М.  Штраух, художник - К. Кулешов. В ролях: Кураж - Ю.  Глизер,  Эйлифа  -  А.  Ромашин, Катрин - Т. Карпова, повара - П. Аржанов, священника - С. Морской. Спектакль по  своим  постановочным  принципам  далек  от  брехтовской  "модели"  и  от принципов    эпического    театра;    он    доказывает    возможность    различных режиссерских трактовок драматургии Брехта, в  большой  степени  удовлетворяя требованиям  главного  режиссера  театра  им.  Маяковского    Н.    Охлопкова, стремящегося создать "театр потрясения".

        "Давно на нашей сцене не было такого острого, современного, масштабного спектакля", - писал А. Анастасьев ("Правда", 1961, 29  марта).  Характеризуя постановку, критик Н. Толченова писала: "Здесь Брехт звучит грозно,  мрачно. Он объемен и торжествен, словно музыка Бетховена в органном  исполнении.  За обличьем людей средневековья - участников Тридцатилетней войны  -  отчетливо видишь словно саму  человеконенавистническую  сущность  агрессии.  На  сцене оживает в  образах  страшная  философия  грабежа  и  насилия,  возникают  ее уродливые  порождения,  вызванные  хищническими  стремлениями  к    наживе... Художник К. Кулешов работал  над  постановкой,  осуществляя  все  ее  детали картинно, восстанавливая на сцене эпоху в добротной реалистической  манере". Далее критик задает себе вопрос: "Мешает ли это  зрителю  улавливать  вполне современный смысл разговора,  который  ведет  Б.  Брехт?"  И  отвечает  -  с несколько преувеличенной категоричностью: "Да нисколько".  Преувеличенной  - потому  что  традиционность  декораций  и    мизансцен    в    известной    мере противоречит стилистике брехтовской. пьесы, а игра Ю. Глизер, сама  по  себе превосходная, напоминает то,  что  мы  знаем  о  первоначальном  стиле  игры голландской актрисы  Ааф  Боубер  -  стиле,  впоследствии  преодоленном  под руководством Брехта-режиссера.  В.  Комиссаржевский  допускал  правомерность обеих манер исполнения. "В решении Е. Вайгель, - писал он, -  своя  огромная сила обвинения войны, у Глизер - своя. Большая  талантливая  работа  большой актрисы. Удивительно хороша в этом спектакле актриса Т. Карпова - Катрин. Ее безмолвная жизнь на сцене поразительно красноречива"  ("Московская  правда", 1961, 8 февраля).

        О постановке "Мамаши  Кураж"  в  Таллинском  академическом  театре  им. Кингисеппа (премьера 21 октября 1962 г., перевод В.  Крууспере,  режиссер  - Илмар Таммур, художник - Ахти Индов, в ролях: Кураж  -  Айно  Талви  и  Лиси Линдау, Катрин - Ита Эвера) критик Ю. Мююр  писал:  "...увиденный  спектакль автору этих строк  показался  наиболее  близким  Брехту  по  духу  и  манере исполнения...

 

Фотогалерея

Boris Zakhoder 8
Boris Zakhoder 7
Boris Zakhoder 6
Boris Zakhoder 5
Boris Zakhoder 4

Статьи












Читать также


Известные произведения
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к творчеству Бориса Заходера


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту