Борис Владимирович Заходер
(1918-2000)
Произведения автора
Главная arrow Статьи arrow Сказка про доброго Носорога, Борис Заходер

Генеральная уборка офисов и квартир в москве, генеральная уборка москва.

Сказка про доброго Носорога, Борис Заходер

 Жил-был Носорог,
На других непохожий:
Носорог
С удивительно тонкой кожей.
В джунглях жил,
Среди хищных зверей,
А кожа была у бедняги
Действительно
Тоньше бумаги
И очень, очень чувствительна!


Не возьмусь пересказывать всю сказку, но конец её скажет проницательному Читателю о многом:

Толстокожие братья
Стали срамить Носорога:
- Это же черт знает что
Носорог - недотрога!
…………………………Дом Заходера в Комаровке
Я понимаю вас,
Я ведь тоже
Зверь по натуре,
Но только я
Кое-что
Испытал на собственной шкуре…
 
Тем и окончился спор.
И чудак
С улыбкою кроткой
В чащу лесную ушел
Своей
Осторожной походкой.
Дружит он с птичкой Калау
С братьями редко встречается
И, говоря между нами,
Не особенно огорчается.

Вот так, подобно этому чудаку - Носорогу, поэт удалился в "чащу лесную" на тридцать пять лет, до конца своей жизни. Купив себе маленький домишко, выбрал комнату с видом на березы и сирень, поставил большой старинный письменный стол и сел за работу.


Из окошка мне видна
Расчудесная страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или салочки…

Птичка КалауКончились его поездки в дома творчества, посещения дома писателей, выступления на разных площадках перед читателями через "общество по распространению знаний". Встретив случайно "птичку Калау", не разминулся с ней, а подружился и прожил, не побоюсь сказать эти слова, вполне счастливо всю оставшуюся жизнь.

Я, которая знала его около сорока лет, до сих пор не понимаю, почему люди, "свет", говорят, что у него был тяжелый характер. Это не плохой или тяжелый характер, это охрана чувства собственного достоинства, точнее - аристократизм духа. Почему людям свойственно желание увидеть в первую очередь сходство с собой, а не отличие человека от себе подобного? Вспоминаю передачу одной радиостанции, которой я благодарна за слова прощания в день смерти поэта, однако даже они не обошлись в интервью с его друзьями, без того, чтобы не задать тот же, навязший в зубах и несправедливый вопрос о его характере. Какой характер проявили сами корреспонденты, задавая такой вопрос в день его смерти? Да, справедливы последние строки сонета "Слава":


……, помни:
Небольшой скандал
Порой
Важней всего, что ты создал.

Заметил ли Читатель, что последние десяток или полтора десятка лет Борис Заходер не только не появлялся на экране детских передач телевидения, но даже имя его старались не упоминать в титрах, где следовало? Детская редакция ни разу за эти годы не упомянула о его юбилеях, не делала передач c ним или о нем. Может, я ошибаюсь, тогда искренне прошу у них прощения, но боюсь, что я права. Я сама однажды им позвонила и напомнила, когда у Б.В. был юбилей, а я не нашла в программе упоминания, что в этот день будет, хотя бы его мультфильм. Они, с ожесточением отмахнулись от меня. Вы спросите почему? Трудно объяснить, но однажды, всего лишь однажды, Борис Заходер отказался сниматься в их программе. Я не помню причины, но думаю, что это было вызвано творческой неудовлетворенностью. (Вспомните его "перфекционизм"!). Может быть собственной, может быть недостатком самой телевизионной группы, но думаю, что без веской причины он бы так не поступил. Законный вопрос: у кого плохой характер? Почему дети должны расплачиваться за характер детской редакции телевидения? И я уверена, что все эти годы они пугали всех Его плохим характером.

Сколько раз я слышала, провожая очередного визитера до калитки, что "вот мне говорили…, я так боялась (боялся) к нему ехать, а оказалось…" Далее шло восхищение его любезностью, эрудицией, юмором. Я думаю, ни один приезжий не может сказать, что его не пригласили к столу, в крайнем случае - к чаю.

Провожая посетителя, гостя, Борис Владимирович всегда подавал ему пальто, за исключением последних лет, когда по состоянию здоровья не мог уже этого себе позволить. Если гость смущался, он, ссылаясь на Корнея Ивановича Чуковского, который тоже так поступал, говорил: "В борьбе человека с пальто я всегда становлюсь на сторону человека".

С ним легко было договориться о встрече, даже накануне. Достаточно было позвонить по телефону и никаких проблем не возникало, если причина была аргументирована и сам человек не вызывал у него отрицательной эмоции.

Но, если ему не нравилось что-то, то никакие, самые выгодные условия не могли принудить его поступиться своей честью или совестью. (Может быть, здесь видели его плохой характер?)

В поздравлении с одной из юбилейных дат, в "Огоньке" за 1991 год, Григорий Остер написал: " Не так давно Борис Владимирович более чем скромно отметил свое семидесятилетие. За те пятьдесят лет, что Заходер существует в литературе, он ни разу не написал и не сделал ничего такого, что позволило бы Нашим Руководителям дать ему какую-нибудь премию, пригласить в какой-либо президиум.

Борис Владимирович, разрешите поздравить Вас с этим неполучение государственных премий, незаниманием никаких должностей, постов и неучастием в длинном ряду громких событий общественно-политической жизни последних пятидесяти лет текущего века"

Действительно, Борис Владимирович ни разу не дал повода наградить себя, не поддался искушению написать для детей юмористическое поздравление (он бы справился!), например, к съезду партии, или к годовщине Октябрьской революции, хотя это сулило большие привилегии, благосклонность власти, возможность издать лишнюю книгу. Власть тоже с трудом терпела его.

Сразу же, после покупки дома, чтобы расплатиться с долгами, взялся вместе с одной приятельницей написать кино - сценарий. Работу распределили так: сначала все продумали, потом вместе записали начерно, а затем соавтор должна была напечатать, а Борис Владимирович пройтись "рукой мастера" начисто. И тут, на последнем этапе, Борис понял, что он не силах подписаться под тем изделием, которое вышло из-под их рук. Он оказался перед выбором: или все, с начала и до конца, но теперь уже самому, переделывать и переписывать заново, или вообще отказаться от этой затеи. Он выбрал последнее, вернув свой аванс соавтору в качестве компенсации за потраченное ею время, а сам остался вообще без гонорара. Несмотря на некоторые удачные места и образы персонажей в сценарии, больше никогда к нему не возвращался и не использовал ни одной страницы из него. Что, разве это тоже по причине "характера"?

Несомненно, но только того характера, который не позволял ему делать то, за что потом ему было бы стыдно. Строчки из сонета "Слово", подтвердят эту мысль:

Но для него страшнее адских мук
Пустое слова и неверный звук.
 
… Как будто этот звук невдохновенный
Разрушит всю гармонию вселенной.

Отказывался от публикации в сборниках, доход от которой никогда не был лишним, если его не устраивало "соседство". Уже ближе к концу жизни, совсем не надеясь издать свои сонеты, получил предложение от одного издателя. Он с радостью согласился. Но каково было его разочарование, когда ему принесли посмотреть предварительный набор. Все стихи были сформированы компьютерным набором в виде рюмок, бокалов, каких-то вычурных фигур, что разрушало форму сонетов. А издатель, который очень дорожил своей находкой, не хотел её изменять. Кредо поэта: " только простое - сложно. Только в открытом - тайна", - было нарушено. Борис, не колеблясь, отказался от публикации, чем отодвинул издание еще на неопределенное время, которого, он уже чувствовал, у него оставалось мало…

А так хотелось выпустить в свет своих "взрослых" детей при жизни. Через пару лет, на семьдесят девятом (!) году жизни, он издаст эти сонеты с грустным, если не сказать, трагическим названием " Почти посмертное". Многие из них пролежали, дожидаясь своего часа, двадцать, тридцать, а иные - и шестьдесят лет.

В записках Бориса нашла такие воспоминания:

Большая яма Scharze Köchin - черная повариха.
- Г. Грасс в "Blechtrommel" возводит этот персонаж детской считалки в символ смерти. В моем детстве была дразнилка столь же подходящая для таких преобразований. Меня дразнили:

- Прямо, прямо, прямо
Там большая яма.
Три ступеньки вниз
Там живёт Борис
Барбарис
Председатель дохлых крыс.

И теперь эта "большая яма" совсем недалеко… М.б., осталось не три, а две, одна ступенька….

Сколь плодовиты его бывшие ученики по сравнению с учителем! Они издают свои творения том за томом. Что это, он мало пишет? Нет, мало издаёт из того, что пишет.

Так и осталось неизданными некоторые стихи, где он не был удовлетворен не поэзией, с этим у него было всегда все в порядке, а решением темы. Осталась большая сказка, по которой он совместно с композитором Михаилом Зивом, написали оперу для театра Наталии Сац "Ростик в дремучем лесу". Это из "детского". А про "взрослое" я вообще не говорю.

"Детский поэт, детские стихи"… Мало того, что в таком определении чувствовалось нечто унизительное, не говоря о том, что была некоторая неточность, когда словосочетание "детские стихи" подразумевает стихи, написанные детьми, так автору они перекрывали путь во "взрослую" литературу. Поэт отшутился, написав маленькое стихотворение на эту тему.

- О тебе говорят,
как о детском поэте.
А я разве спорю,
Милые дети?

Однажды, один из его учеников в день шестидесятилетия учителя, произнёс тост со словами: - Дорогой Борис Владимирович, скольких молодых авторов Вы вывели в люди!
- А сам не вышел, - парировал Борис.

Некоторые из его удачливых учеников уже давно имеют хорошие современные дома, офисы, у некоторых даже секретари и секретарши, попросить аудиенцию у них тоже не просто. А у нас так и остался маленький домишко, подходя к которому, посетители недоумевают: - " А мы думали, что ваш дом соседний…"

Лучше отшучусь. Объявление, которое ещё никто не читал:

Я добрый!
Меняю полдачи на дачу
И требую очень немного в придачу.

Попадая в наш дом, люди перестают замечать его убогость. Вот выдержка из статьи в газете "Известия" о нашем доме: "Каменные коттеджи новых русских - не лучшее место обитания для поэтов. Скромный, почти бедный, по нынешним представлениям дом, - уютен и удобен, в нем есть индивидуальность и лиризм. В нем можно работать, заниматься творчеством. Дом и сад - такие же составляющие образа героя, как и его слово". (4 июня 1999 г.)

А вот новый буклет, изданный в память присвоения дому Заходера статуса мемориального и посещения, его по этому случаю, депутатами и мэром города, к которому принадлежит Комаровка. Произошло это 5 июля 2002 года.

"Небольшой уютный дом с мезонином словно создан для творчества: плетёные кресла на веранде, старый черный рояль в гостиной, маленький кабинет с письменным столом, книжными стеллажами, современной компьютерной техникой и окошком в сад, который каждой весной утопает в сирени".

Борис, последние годы, когда в нашей совместной жизни был своеобразный юбилей, на который, словно специально для нас, откликнулся в своё время А.С. Пушкин, шутя, цитировал его строки, слегка приспосабливая их к нам:
" Жил старик со своею старухой ровно тридцать лет и три года. Они жили в ветхой избушке…" А, не шутя (жаль, что не закончил), строчки, помеченные последними днями жизни:

Земли бесплодной (маленький) клочок
На … песчаного холма
Полдюжины кустов
Избушка да земли клочок
Домишко, деревянный
Вот всё, что у судьбы я вырвать смог
Вернее - что дала она сама…
   
 

Фотогалерея

Boris Zakhoder 8
Boris Zakhoder 7
Boris Zakhoder 6
Boris Zakhoder 5
Boris Zakhoder 4

Статьи












Читать также


Известные произведения
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к творчеству Бориса Заходера


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту