Что такое пгс в русском. Сказуемое
Понятие о предложении занимает центральное место в синтаксисе русского языка. Отличить предложение от других синтаксических единиц помогает выделение подлежащего и сказуемого. Это зачастую вызывает трудности, потому что в русском языке сказуемые делятся на три вида: простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное.
Грамматическая основа предложения
Второстепенные члены в предложении держатся на фундаменте, состоящем из подлежащего и сказуемого. Предикативная основа является определяющим фактором в характеристике предложения: простое или сложное, односоставное или двусоставное.
Именно по наличию подлежащего и сказуемого судят, чем является синтаксическая единица: у предложения они есть, у словосочетания - нет. Например, Я иду по улице . Является предложением, т.к. имеет грамматическую основу: я иду (подлежащее и сказуемое соответственно). Красивый стол - словосочетание, т.к. нет предикативной основы.
Не всегда в предложении есть вся грамматическая основа. Нередки случаи, когда выделяется подлежащее или сказуемое, тогда предложение будет называться односоставным.
При анализе предложения проблема определения сказуемого и его типа вызывает наибольшие затруднения.
Что такое сказуемое
Сказуемое входит в предикативную основу предложения и составляет связку с подлежащим в роде, лице и числе. Благодаря сказуемому предложение имеет отношение к действительности и позволяет носителям языка общаться между собой. Оно является носителем грамматического значения синтаксической единицы: указывает на реальность и время повествования. Сказуемое отвечает на вопросы, касающиеся действий предмета, каков он, что с ним происходит, кто он такой и что он такое.
Определить тип сказуемого возможно двумя путями:
- Морфологический. Сказуемые выделяются по отнесенности к той или иной части речи: глагольные (выражены глаголом) и именные (выражены именем существительным или прилагательным). Например, Тускло горят фонари. (сказуемое горят глагольное). Мы были друзьями всю жизнь (сказуемое были друзьями именное, выражено именем существительным с глагольной связкой).
- Составной. Простое и составное сказуемые, состоящие из одного грамматического целого и нескольких слов соответственно. Например, Кто из вас предаст меня? (сказуемое предаст - простое). Я был озлоблен (сказуемое был озлоблен - составное).
Эти два принципа определения сказуемых легли в основу их видовой принадлежности:
- Составное глагольное сказуемое.
- Составное именное сказуемое
Типы сказуемых: простые и составные
Все сказуемые русского языка подразделяются на простые и составные. Принадлежность эта определяется количеством слов в составе сказуемого. Если слов более одного, то сказуемое является составным. Различить простое и составное глагольное сказуемое поможет наличие или отсутствие глагола связки в их составе.
Роль связки выполняют глаголы, указывающие на:
- стадии действия (начало, развитие, продолжение);
- долженствование;
- желательность;
- состояние
Также это могут быть краткие прилагательные, слова категории состояния и глагол быть.
Различают два вида составных сказуемых: именное и глагольное. Оба они имеют в составе вспомогательный глагол-связку. Глагольное сказуемое включает в себя инфинитив, а именное - именную часть.
Если в предложении роль сказуемого выполняет глагол или его грамматическая форма, то оно будет называться простым глагольным сказуемым.
Простое глагольное сказуемое (ПГС): определение понятия
Состоит из глагола в одном из трех наклонений: изъявительном (Внутри дома царила пустота - сказуемое царила), сослагательном (Внутри дома царила бы пустота - сказуемое царила бы) или повелительном (Пусть внутри дома царит пустота - сказуемое пусть царит).
Как видно из последнего примера, не всегда ПГС однословно. Бывают случаи, когда их несколько, но слова грамматически связаны: это может быть форма глагола (например, повелительное наклонение или будущее время), неделимое устойчивое сочетание или усиление экспрессии путем повтора слова.
Способы выражения
Способы выражения простого глагольного сказуемого делятся на две группы: однословные и неоднословные.
Однословное | Неоднословное |
Глагол в одном из наклонений (изъявительное, повелительное, условное). | Форма глагола, предполагающая в составе два слова:
|
Инфинитив. | Устойчивое сочетание (фразеологизм) в значении единого действия (бить баклуши - «лентяйничать» ) |
Междометия в форме глагола. | Глагол, усиленный модальной частицей (чуть не упал ). |
Глагол быть, если имеет значение наличия или существования. | Повторение однокоренных глаголов с целью придания экспрессивной окраски (ждет-выжидает ). |
ПГС может быть согласовано с подлежащим, если имеет вид одного из наклонений. Бывают случаи, когда подлежащее и сказуемое не согласованы - тогда ПГС имеет форму инфинитива.
Однословное ПГС
Чаще всего в русском языке встречается однословное простое глагольное сказуемое. Примеры предложений представлены ниже:
- Я слышу топот лошадей. (ПГС слышу - выражено глаголом в изъявительном наклонении)
- Дочка, пойдем со мной. (ПГС пойдем - выражено повелительным наклонением глагола)
- Не поехать сегодня - значит ждать до утра. (ПГС ждать - выражено глаголом в начальной форме)
- А стакан бац - и на пол. (ПГС бац - выражено глагольным междометием)
- Утром повсюду была роса. (ПГС была - выражена глаголом «быть» в значении «наличие»)
Неоднословное ПГС
Подобный предикатив вызывает большую сложность у тех, кто изучает русский язык. Простое глагольное сказуемое, состоящее из нескольких лексических единиц, можно охарактеризовать тем, что слова в нем грамматически связаны. Предложения с простым глагольным сказуемым неоднословным:
- Мы будем горячо спорить о случившемся. (ПГС будем спорить - выражено глаголом изъявительного наклонения в будущем времени)
- Я бы поехала с тобой, да нужно отлучиться в другое место. (ПГС поехала бы - выражено глаголом условного наклонения)
- Пусть все будет по-твоему. (ПГС пусть будет - выражено глаголом повелительного наклонения)
- Все на ферме работали, кроме Степана. Он, как всегда, бил баклуши. (ПГС - бил баклуши - выражено фразеологизмом в значении «лентяйничал»)
- Давай я сделаю эту работу вместо тебя. (ПГС давай сделаю - выражено глаголом с модальной частицей)
- Жду не дождусь, когда закончатся холода. (ПГС жду не дождусь - выражено повторением однокоренных глаголов)
Согласование ПГС с подлежащим
Рассмотрим предложения с простым глагольным сказуемым, согласующимся с подлежащим:
- Согласование в числе: Машина едет по новому шоссе. (ПГС едет - единственное число) - Машины едут по новому шоссе. (ПГС едут - множественное число).
- Согласование в роде: Трактор ехал. (ПГС ехал - мужской род) - Машина ехала. (ПГС ехала - женский род).
- Если подлежащее включает в себя слово, имеющее значение количества, то ПГС может быть выражено единственным или множественным числом: Два облака одиноко плывут по небу. (подлежащее два облака , ПГС плывут употреблено во множественном числе) - Большинство учеников не пропустило занятие. (Подлежащее большинство учеников , ПГС не пропустило употреблено в форме единственного числа).
- Если подлежащее имеет форму существительного с количественным или собирательным значением (например, народ, молодежь, общество, большинство, меньшинство), ПГС можно употреблять только в единственном числе. Молодежь строит будущее. (ПГС строит употреблено в единственном числе) - Большинство согласилось с предложением директора по улучшению производства. (ПГС согласилось употреблено в единственном числе).
Бывают случаи, когда ПГС формально не согласуется с подлежащим. В подобных случаях оно выражено:
- Инфинитивом: Он пляшет - а Вера хохотать. ПГС хохотать выражено глаголом в начальной форме.
- Глагольным междометием: Я глядь - а сумки-то и нет. ПГС глядь - междометие, по форме напоминающее глагол.
- Повелительным наклонением в некоторых формах: Разбей она сейчас вазу - дело плохо бы закончилось. ПГС разбей в повелительном наклонении.
Выделение ПГС в предложении
Проблема того, как определить простое глагольное сказуемое, связана с его возможной неоднословностью. В отличие от составного ПГС в составе имеет слова одной грамматической формы. Именно этот признак отличает простое глагольное сказуемое. Примеры предложений приведены ниже:
Я начал работать на прошлой неделе. - Я буду работать с завтрашнего дня. В первом предложении составное глагольное сказуемое, имеющее в составе вспомогательный глагол начал и инфинитив работать . Совершенно иная картина во втором предложении. Здесь ПГС буду работать - форма будущего времени.
Использование ПГС в речи
Для придания художественной речи динамики используется просто глагольное сказуемое. Примеры: Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. Кто писал письмо, кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок, кто читал маленькую армейскую газету. (В. Катаев) - в данном отрывке ПГС придает динамику описываемым событиям.
ПГС применяют в разговорном стиле речи. В том случае, когда оно выражено инфинитивом, не согласующимся формально с подлежащим: Сенька в пляс, в Варька - хохотать. (ПГС хохотать в форме инфинитива, разговорный стиль).
Чтобы придать речи экспрессивную окраску, также используется просто глагольное сказуемое. Примеры: Я ее бац - и разбила! (ПГС бац указывает на разговорный стиль); Гром трах-тарарах в дерево! (ПГС трах-тарарах указывает на крайнюю степень эмоциональности автора).
Подчёркнутые слова замените деепричастием (или бывшим деепричастием) с не.Отвечал уверенно
-
Сделал
сразу
-
Шёл очень медленно
-
Шёл без остановок -
Лежал очень тихо -
Говорил,возмущаясь
-
Говорил постоянно, без перерыва
-
Дождь хлестал по окнам очень сильно
-
Слова для справок: (не) спеша, (не) торопясь, (не) истовствуя, (не) колеблясь, (не) раздумывая, (не) годуя, (не) шевелясь, (не) двигаясь, (не) умолкая, (не) останавливаясь.
А. Незримый ты мне был уж мил.
Б. За синими морями забытый он угасал один.
В. Облетевший тополь серебрист и светел.
Г. Плачет бедная без устали она.
4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Летний дождь обильный, теплый напоил влагой землю.
Б. Насыщенные тучи ползли над старым городом.
В. Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
Г. Отставшие, льдины стукались о борт парохода.
Д. На кого вы меня, старого, покинули?
5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.
А. Его знают как командира строительного отряда.
Б. Это был матрос Жухрай.
В. Летчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыбнулся.
Г. Пришел январь месяц крепких морозов.
Д. Мы решили с ним поехать на юг – место тепла и довольствия.
Е. Мой друг Савелий Николаевич всегда понимал меня с полуслова..
Разделы: Русский язык
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛОК
1. Выберите правильный способ действия.
Сестра будет работать в другом городе.
1 способ. Находим слово, выражающее предикативность - будет, содержание действия нам неясно. Находим слово, выражающее содержание действия - работать, это глагол в инфинитиве. Сказуемое в этом предложении состоит из инфинитива и вспомогательного глагола, что соответствует модели СГС. Значит, это СГС.
2 способ. Находим слово (слова), выражающие предикативность и содержание действия, в нашем предложении это разные слова - будет работать. Чтобы не ошибиться в определении типа сказуемого, изменяем предикативность: работает, работала, работала бы. Здесь и предикативность, и содержание действия выражаются одним словом - это ПГС, значит и будет работать - ПГС.
2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.
1) Завтра приеду;
2) буду гостем;
3) начал думать;
4) был задумчивым;
5) у нас есть;
6) станет понятно;
7) явилась утром;
8) явилась результатом.
3. Кто и ребят правильно определил сказуемое и его тип?
4. Из данных пар укажите те, которые в предложении могут стать грамматической основой.
1) Я показал;
2) мне показалось;
3) помоги им;
4) пришли за нами;
5) они приехали;
6) ему не удалось;
7) тебе хочется.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
1. ! Выделите грамматические основы предложений.
1) Пруд окружал сад. - Пруд украшал сад.
2) Ветки деревьев покрыл пушистый иней. - Ветки деревьев покрылись пушистым инеем.
2. ! Выделите грамматические основы. Чем отличаются предложения правого столбика? Приведите свои примеры подобных предложений.
3. Найдите третье "лишнее". По какому признаку вы нашли лишнее слово?
1) Дама, багаж, сдавала.
2) Свет, излучает, оно.
3) Держит, письмо, он.
4. ! Выпишите грамматические основы предложений, распределяя их на три группы: 1)с ПГС, 2) с СГС, 3) с СИС.
1) У осла есть хвост ослиный.
2) От скуки девочка начала придумывать разные истории.
3) Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
4) Щенок начал весело бегать за собственным хвостом.
5) Пусть всегда будет солнце!
6) Мама вернулась из поездки усталая.
5. Верно ли выделены грамматические основы и определен тип сказуемого? Обоснуйте свое мнение.
Что должен знать ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?
Попробуйте предложить свой способ определения типов сказуемого.
6. ! Составьте свои предложения, в которых слово "быть" будет 1) ПГС, 2) связкой в СИС.
7. Верно ли утверждение, что в данных предложениях все сказуемые простые глагольные? Обоснуйте свое мнение.
1) Глаза его блестели тихим блеском.
2) Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
3) Какой-то древний царь впал в страшное сомненье.
8. Согласны ли вы с данным утверждением: сказуемое = глаголу? Поможет ли вам в обосновании своего мнения данное предложение?
Идти становилось все труднее и труднее.
9. Есть ли ошибки в данных рассуждениях? Если есть, то чем они вызваны? Предложите свой вариант рассуждения.
Будет холодно, будет дежурить.
10. Воспользовавшись данным "планом" действий, найдите ошибки в выделении грамматической основы.
11. Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение
Я стал на первый попавшийся пенек и стал переобуваться?
12. Найдите третье "лишнее". Обоснуйте свое мнение .
2). Умеет рисовать, был невысок, пускай расскажет.
3). Оказалась соседкой, казался островом, полетел собаке под хвост.
13. * Составьте предложения, в которых данные словосочетания выступали бы в роли подлежащего. Какая опасность подстерегает вас в этом задании?
Стая птиц, большинство ребят, мы с сестрой, шкаф с посудой, знание и опыт.
14. ! Согласуйте подлежащее и сказуемое.
1) Много молодежи пришл... на вечер танцев.
2) Мать с грудным ребенком сел... у окна.
3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.
4) Человек пятнадцать геологов был... направлен... в горы.
15. Почему в приведенных ниже предложениях по-разному согласованы подлежащее и сказуемое?
1) Стол со стульями были перенесены в другую комнату.
2) Шкаф с книгами был передвинут к окну.
16. L Найдите ошибки (если они есть) в согласовании подлежащего и сказуемого. Обоснуйте свое мнение.
1) До звонка на урок осталось считанные минуты.
2) Эти два часа прошли незаметно.
3) Никто, даже самые способные ученики, не могли ответить на этот вопрос.
4) Я с товарищем решили сами проверить нашу догадку.
17. ! Перестройте предложение, сделав обращение подлежащим, и наоборот .
1) Дежурные, проветрите класс.
2) Старшие сегодня присмотрят за младшими.
18. * Используя данные предложения, составьте задания: "Проверьте правильность определения типа сказуемого (выделения грамматической основы). Если найдете ошибки, исправьте их."
1) Низкая и узкая комната была без окон.
2) В сказке добро всегда побеждает зло.
3) Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.
4) Иван Петрович был высокого роста.
5) Я не выучила урока и села в лужу.
6) Пятиклассники пришли к финишу первыми.
7) Учитель посоветовал нам воспользоваться моделью.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
1. ! Распределите данные сказуемые на три группы: ПГС, СГС, СИС. Что может затруднить выполнения данного задания?
Побеждаем, будем изучать, давайте споем, успели бы, бил баклуши, потеряла голову.
2. ! Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.
1) К вечеру буря стала стихать.
2) Я вам советую взять зонт.
3) Волшебники могут исполнять любые желания.
4) Вечер обещал быть теплым.
5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.
3. * Придумайте свое задание с "ловушкой" на определение типов сказуемых .
4. Учащиеся пятого класса предложили такой способ составления задания с "ловушкой":
1) Найди группу слов (предложений, словосочетаний), которые по внешним признакам можно отнести к одной модели, но работают они по разным моделям.
2) Придумай с ними задание, чтобы "поймать" товарища в расставленную "ловушку".
Можно ли, используя данный способ, придумать задание с "ловушкой"? Предложите свой способ.
5. Докажите, что задание определить тип сказуемого в предложении Сестра будет работать в другом городе является "ловушкой". * Придумайте свои "ловушки", подобные этой. Какие еще виды ПГС могут служить "ловушкой"? Почему?
В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:
- Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская "Речь, язык и секреты пунктуации"
- Т.Ю. Угроватова "Подсказки на каждый день"
- "На берегах Лингвинии" под ред. Л.Д. Чесноковой
- А.Т. Арсирий "Занимательные материалы по русскому языку"
- Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова
Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.
Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
а) вспомогательная часть
(глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть
(неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.
СГС = вспомогательный глагол + инфинитив
Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .
Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.
Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .
Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Ср.:
1.
Я хочу петь
. Хочу петь
- составное глагольное сказуемое (хочу - я
, петь
буду
- я
).
2.
Я просил
её спеть. Просил
- простое глагольное сказуемое, спеть
- дополнение (просил - я
, петь
будет - она
).
Значения вспомогательного глагола
Значение | Типичные глаголы и фразеологизмы | Примеры |
---|---|---|
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) | Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др. |
Он стал готовиться
к отъезду. |
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) | Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др. |
Я умею петь
. |
План разбора составного глагольного сказуемого
- Указать тип сказуемого.
- Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора
Старик опять пустился жевать .
Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.