3 функции мягкого знака. Употребление ь и ъ
Функции Ь:
Разделительный Ь (воробьи);
Смягчающий Ь (конь, борьба);
Ь для различения грамматической формы слов (плач - имя сущ., плачь - гл. повелительного наклонения).
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ
ПАН- (панъевропейский)
КОНТР- (контръярус)
ДИЗ- (дизъюнктивный)
ТРАНС- (трансъевропейский)
В сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух, трех, четырех (двухъярусный, трехъязычный).
Ъ НЕ СТАВИТСЯ:
Перед буквами А, О, У, Э (сагитировать, подоконник, сузить, сэкономить);
В сложносокращенных словах (детясли).
Ь ПИШЕТСЯ:
В корне слова перед буквами Е, Е, Ю, Я, И (пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи);
В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон).
Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
1. На конце слов, кроме шипящих согласных (день).
2. В середине слова:
После мягкого Л (сельдь);
После мягкого согласного, стоящего перед твердым (Кузьма);
Между двумя согласными, если при изменении слова второй становится твердым, а первый остается мягким (просьба - в просьбе).
Запомните:
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, РЧ пишутся без мягкого знака;
Между двумя мягкими лл Ь не пишется (иллюзия);
В сочетаниях: ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ (ЗНаменитый иНТересный СНова ЗДесь СТоит).
Ь пишется |
Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ
Ь не пишется
В существительных 3-го склонения (ночь);
В глаголах (2-е лицо единственного числа, неопределенная форма, повелительное наклонение: пишешь, печь, намажь);
В наречиях (сплошь).
В существительных 2-го склонения (врач);
В кратких прилагательных (пахуч);
В родительном падеже существительных множе
ственного числа (много туч, груш).
Исключения: уж, замуж, невтерпеж;
В частицах ишь, бишь, вишь;
В творительном падеже некоторых существительных и числительных (четырьмя).
1. Укажите неверное объяснение написания Ь и Ъ.
а) подьячий - разделительный Ь в корне слова перед Я
б) компаньон - разделительный Ь в иноязычных словах перед О
в) спрячьте - разделительный Ь пишется в корне глаголов повелительного наклонения
г) трехъярусный - разделительный Ъ в сложных словах после числительного трех перед Я
2. Укажите верное объяснение написания Ь и Ъ.
а) отужинали - после приставки на согласный перед У не пишется Ъ
б) тишь - разделительный Ь пишется в корне слова после шипящих
в) дальний - разделительный Ь в корне слова
г) вишь - Ь пишется в наречиях после шипящих
3. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?
а) премьера, объяснение, карьера
б) бур..ян, е..емка, ин..екция
в) от..езд, об..езжать, ад..ютант
г) рел..еф, от..ем, конс..ержка
4. В каком ряду во всех словах пишется Ь?
а) разъезжаются, медал..он, б..ющийся
б) кон..як, медал..он, в..юга
в) от..ехать, об..ектив, с..ежиться
г) лист..я, плат..е, с..емка
5. В каком ряду допущена орфографическая ошибка при написании Ь и Ъ?
а) арьергард, трельяж, киносъемка
б) изъян, съемный, литинститут
в) адъютант, фельдъегерь, инъекция
г) пьедестал, отъявленный, сузить
Вакулко Татьяна Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 8»
г. Сафоново Смоленской области
Проект урока русского языка
в 1 классе
по теме: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»
Тип урока : ознакомление с новым материалом
Форма урока: у рок
Цель : показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико–синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.
Оборудование : учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Организация пространства
: фронтальная работа, работа в паре.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверьте, ребята,
Готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.
II. Сообщение темы урока
Посмотрите на буквы, записанные на доске: я, и, ь, е, ё
Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)
Какую букву можно исключить из данного ряда и почему? («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)
Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Хочет всем нам показать,
III. Чистописание
Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.
Но сначала подготовим пальчики к письму.
Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)
Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)
Будут пальчики вставать (разжать кулачки)
Будут пальчики играть (пошевелить)
Поздоровались друзья
Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)
Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)
Вышли пальчики гулять (пошевелить)
Раз-два-три-четыре-пять (закрывается кулачок, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)
Потрясли кистями рук.
Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?
Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»
Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.
Тетрадь наклонно положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
IV. Словарная работа
Буква «ь» есть сегодня и в новом словарном слове. Я его зашифровала. Вы сможете назвать это слово, если найдете его первую букву и соедините остальные в определенной последовательности.
(это слово тетрадь. Начал с выделенной буквы в самом маленьком прямоугольнике. Потом искал прямоугольники более высокие и соединял буквы.)
Что такое тетрадь? (сшитые листы чистой бумаги в обложке (толк.словарь))
Как раньше называли тетрадь и как она получила своё название, вы узнаете из учебника. Откройте его на стр.73, упр.4.
Прочитай, Настя, громко и чётко.
Что же называли раньше тетрадью?
От какого слова тетрадь получила своё название?
Подумайте, ребята, если тетрадь получила свое название от слова тетро, то какая безударная гласная пишется в слове тетрадь?
В каком слоге она находится? (в безуд. первом слоге тет)
Произнесите слово по слогам. Запишите. Обозначьте ударение, выделите безударную гласную, отметьте слоги.
V . Словарная работа (продолжение). Работа по теме урока.
1.- Вспомните из словаря еще слово с «ь» на конце (Учитель)
Произнесите его орфографически и запишите в тетрадь.
Что общего в записных словах? (безударная гласная е, мягкий знак)
Где в словах находится «ь»? Какую работу он выполняет?
А если, мы изменим место «ь» в слове …? Вспомните и назовите еще одно словарное слово с «ь». (пальто)
Произнесите орфографически и запишите в тетрадь.
Где же находится «ь» в слове пальто? (в середине между согласными)
Изменилась ли его работа? (Нет. Он обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним)
Сделайте вывод: когда же «ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука. («Ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука на конце слова и в середине перед другими согласными)
Сверим правильность своего вывода со сведениями в учебнике на стр.73.
Читаем вместе орфографически.
Когда же «ь» обозначается на письме мягкость предшествующего согласного звука?
2.Изменение значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».
Понаблюдаем за изменением значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».
Откройте печатную тетрадь на стр.42, упр.1.
Я читаю, а вы называете хором только выделенные жирным шрифтом слова.
В чем различие выделенных слов в каждой строке? Возьмем слова шесть и шест. (В слове шесть последний звук произносится мягко [т"], поэтому на письме нужен «ь», а в слове шест посл.звук твердый [т], поэтому «ь» не нужен)
А изменяется ли значение слова? (да)
Докажите. (шесть – это число и цифра, шест – это длинная палка)
А в чем различие слов банька и банка? («ь» в слове банька обозначает мягкость звука [н"], в слове же банка звук [н] твердый; «ь» изменил значение слова. Банька - помещение, где моются и парятся, банка – сосуд (стеклянная, консервная, жестяная)
Что же может изменить «ь» в слове?
3.Мягкий знак не обозначает звука.
Сделайте звуковое обозначение слова банька. (работают в тетради и у доски [б а н" к а ])
Сравни количество букв и звуков (букв 6, звуков 5. Звуков меньше, т.к. «ь» звука не обозначает, а только показывает на письме мягкость предшествующего согласного звука)
VI. Физминутка
Дидактическая игра.
Я буду произносить слова.
Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)
Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)
Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)
Слова : тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.
VII. Закрепление
1) - Продолжим распределять слова на 3 группы. (Письменно в тетради)
Посмотрим на схему. Какие слова поместим в первый столбик?
Ь ь
Доскажите слово:
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту … (двер ь )
Часть лимона, апельсина или яблока называется… (долька)
Загадка. Белый камушек растаял – на доске следы оставил. (мел)
Ребус (пальцы)
Слово, противоположное по значению слову ночь (день)
Загадка. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (нос)
2)-А сумеете ли вы, ребята, спрятать «ь» с конца слова в середину.
На доске:
Пень - … , зверь - …, пыль - …
Как нужно изменить слово? (добавить слог)
Напишите слова парами. Мягкий знак выделите зеленым цветом.
Зачем, ребята, вы в словах писали «ь»? (чтобы на письме показать мягкость согл.звука на конце и в середине слова)
3) - Откройте печатную тетрадь на странице 43.
Прочитайте задание.
Теперь слоги вы будете добавлять самостоятельно
1 ряд – в 1 столбике
2 ряд – во 2 столбике
3 ряд – в 3 столбике
Работайте в парах. Совещайтесь друг с другом за партой.
VIII. Итог
Наш урок подходит к концу.
С чем познакомились?
Чему учились на уроке?
Что узнали нового?
Продолжите мои предложения:
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Спасибо всем за урок.
Вы работали дружно, быстро, активно. Какое здесь спряталось слово?
ЧКЛЕРНОГПТ МОЛОДЦЫ ЧАГ
Очень часто мы просто игнорируем изучение функций мягкого знака, и студент просто не знает, что мягкий знак может означать что-то, кроме мягкости. В этом случае иногда возникают ошибки в произношении, например, в таких словах, как глушь, божья, удушье .
А вы тоже когда-то пытались произнести всегда твёрдые согласные Ж и Ш как мягкие? Помните, они всегда только твёрдые и в русском языке у них нет мягких пар.
Итак, если мы видим мягкий знак после согласных, которые могут быть только твёрдыми или только мягкими, мы должны понимать, что в этих случаях мягкий знак выполняет другие функции.
Мягкий знак («Ь») в русском языке может выполнять несколько функций :
- он может обозначать мягкость согласной перед ним (день, словарь);
- он может обозначать грамматическую форму слова (говорить, ночь);
- а также может выполнять разделительную функцию (листья, семья).
Первая и самая известная функция мягкого знака – обозначение мягкости . Мягкий знак говорит нам, что мы должны произносить согласную, которая стоит перед ним мягко. Это верно для всех согласных, имеющих мягкую пару. Но мы должны запомнить, что мягкий знак не может повлиять на непарные согласные: всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц) и всегда мягкие (Ч, Щ).
Но что, если мы все же видим мягкий знак после Ш or Ч ?
С этим связана грамматическая функция мягкого знака.
Всегда, когда мы пишем мягкий знак на конце слова после шипящего согласного (Ж, Ш, Ч, Щ), он обозначает вовсе не мягкость, а показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения). Вы можете запомнить эту хитрость, чтоб лучше определять род существительных на –Ь.
Итак, дочь, ночь, печь, мышь, тишь, ложь, рожь, помощь, вещь – все эти слова имеют женский род.
Запомните, в словах мужского рода с шипящим согласным (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце слова мы не пишем –Ь: мяч, грач, врач, шалаш, ёрш, ёж, борщ .
Кроме того, мягкий знак также указывает на инфинитив – начальную форму глагола: печь - to bake, помочь – to help. В глаголах на –ТЬ мягкий знак обозначает не только инфинитив, но и мягкость звука Т.
А теперь давайте разберёмся, что же такое разделительная функция мягкого знака. Мы можем говорить об этой функции, когда видим мягкий знак после согласного и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (мягкие гласные). Разделительная функция мягкого знака обозначает, что мягкий знак «разделяет» согласный перед ним и последующий мягкий гласный, а гласный в таком случае мы произносим как дифтонг, с начальным звуком /й/.
Давайте посмотрим на примеры слов с транскрипцией:
Семья [с`эм`йа], листья [л`ис`т`йа], [друз`йа], [п`йот], льёт [л`йот],
вьюга [в`йуга], соловьи [салав`йи], муравьи [мурав`йи].
Как мы видим, мягкий знак обозначает не только мягкость согласных, но также определяет произношение последующих мягких гласных и способен указать на грамматические признаки слова, такие как женский род у существительных и форма инфинитива у глаголов.
Очень полезно знать функции мягкого знака, если вы хотите иметь хорошее произношение и понимать как работает русский язык.
Успехов в изучении русского языка!
Ваша Юля.
В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.
Три роли одной буквы
Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.
В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.
Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).
А может быть разделительным.
Что разделяет мягкий знак?
Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:
Статья – [стат’й’а´]
Пьёт – [п’йо´т]
Вьюга [вйу´га]
Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].
В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!
Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.
Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения
Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».
Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.
Приведем примеры таких слов:
- Бульон.
- Медальон.
- Шампиньон.
- Почтальон.
- Каньон.
- Котильон.
- Батальон.
- Павильон.
Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?
Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.
Слова иноязычного происхождения лучше проверять с помощью словаря.
Что мы узнали?
Разделительный мягкий знак пишется после согласной (но не после приставки на согласную) перед Е, Ё, Ю, Я, И; буквы Е, Ё, Ю, Я в этом случае обозначают два звука. Мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.)
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 175.
) и выполняет несколько служебных функций:
- разделительная функция,
- обозначение мягкости согласного на письме,
- показатель грамматических форм.
Разделительный мягкий знак.
- Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
:
семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].После приставок Ь никогда не пишется
Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
Пылю пылью .
Коля несёт колья .
Сначала полю , потом полью .Неразделительный мягкий знак.
Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).
- Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
моль , роль , пять , фонарь .
При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань. - в середине слова Ь обозначает:
- мягкость согласного перед твердым согласным:
Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма; - Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:
Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);
Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.
- мягкость согласного Л
перед любыми другими согласными (не Л):
маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.
- мягкость согласного перед твердым согласным:
Мягкий знак пишется (орф. №9):
- в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять ;
- Мягкий знак в числительных
(№41)
- В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот .
- в падежах числительного восемь : восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж) ;
- в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя ;
- в стечении согласных после л , перед м, б, г, к : мольба, письмо, резьба, возьму ;
- в середине слова между двумя мягкими согласными : скользить ;
- у возвратных глаголов в повелительном наклонении и большинства глаголов в неопределенной форме: одевать — одеваться, бежать, мыть — мыться ; приготовь, приготовься, приготовьтесь (повелительное наклонение); назначьте;
- в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ): июньский, сентябрьский .
Мягкий знак не пишется
- внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн
:
ночк а, ночн ик, конч ик, барабанщ ик, спорщ ик, испорч енный, помощн ик, мост ик, банти к, осенн ий. - между двумя мягкими Л : илл юзия, колл екция .
- у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.
Ь — показатель грамматических форм.
Ь пишется после шипящих (орфограммы 8,20,22,48, 64)
- в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
дочь , мышь , ночь , тишь .
Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж. - в глагольных формах (во всех формах после шипящих):
- во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь , поёшь , решаешь , спишь, учишь ся, бросишь , бросишь ся;
- в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь , беречь ся, стеречь , лечь , жечь , обжечь ся;
- в глаголах повелительного наклонения: спрячь , отрежь , отрежь те, съешь , съешь те.
- в наречиях с основой на шипящую: вскачь
, наотмашь
, навзничь
.
Исключение : Уж замуж невтерпёж . - в : вишь , лишь , ишь , бишь .
- в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
Ь после шипящих не пишется:
- у существительных не 3-го склонения:
- в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое ): грач, луч, шалаш.
- в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
- в кратких прилагательных: горяч, тягуч.
- у наречий на —ж (кроме настежь ): уж, замуж, невтерпёж .
- у существительных не 3-го склонения:
-ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (№ 23)
- Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.) . Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.) .
- Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова: